Ранним утром 29 августа 1942 года на станции Мга, что неподалеку от Ленинграда, выгружались немецкие танки. Незнакомые машины были присланы для проведения испытаний - и, так уж получилось, что эти испытания совпали с наступательными действиями советских войск. В этих условиях немецкое командование немедленно бросило выгрузившиеся новинки навстречу наступающим частям РККА. Тяжелые танки медленно ползли по мокрой почве, страдая от поломок. Из четырех танков вскоре на ходу остался один - у двух сдохла трансмиссия, у третьего загорелся двигатель. Ремонт удалось провести лишь после того, как с завода-изготовителя самолетами доставили необходимые запчасти. Испытания закончились к 22 сентября. Громоздкие и неповоротливые танки показали себя попросту ужасно, завязнув в бездорожье. Все закончилось эвакуацией, а один из них и вовсе стал советским трофеем. Впрочем, в СССР новым немецким танком тоже не впечатлились - видимо, сказалась продемонстрированная им нулевая эффективность.
Тем не менее, новинка уже шла в производство и следующая встреча советских танков с немецкой новинкой состоялась 12 января 1943 года. Четверка немецких танков, не понеся потерь, уничтожила 12 советских тридцатьчетверок.
Этими танками были Panzerkampfwagen VI, более известные как "Тигры".
Лязгая гусеницами, на поля второй мировой выкатывался немецкий ответ тридцатьчетверке.
В 1941 году немецкие танки мало что могли противопоставить советским Т-34 и КВ-1. Мощная броня этих танков поддавалась немецкой артиллерии лишь на малых дистанциях, так что в ход шли, в первую очередь, зенитные орудия. Главным же оружием вермахта против тридцатьчетверок летом 1941-го была чудовищная дезорганизация советского тыла (желающие могут почитать вот здесь:
советские танковые группы).
В 1943 году ситуация сменилась на прямо противоположную - теперь уже советские танки ничего не могли противопоставить немецким тиграм. Один из ярких примеров - бой 8 июля 1943 года, когда единственный немецкий тигр отбил наступление 50-ти советских танков, уничтожив из них 22. Сверхмощная пушка тигра представляла угрозу на дистанции в два километра, а вот для того, чтобы пробить броню этого толстого котика, следовало приблизиться минимум на 500 метров.
В целом, Курская дуга стала настоящим звездным часом тигров: местность позволяла раскрыться их лучшим качествам, выбивая с ошеломительных дистанций беззащитные советские танки.
Разумеется, долго такое положение дел сохраняться не могло - когда в СССР сообразили, с какой именно зверюгой им пришлось встретиться, немедленно началась разработка ответных мер, включая новые самоходки, новый танк ИС-2 и, конечно, установку на Т-34 85-мм пушки, а также противотанковые авиабомбы. Разумеется, полагать, что весь советский ВПК был приведен в движение одним лишь только тигром, будет преувеличением. С другой стороны, преувеличить степень влияния тигров на развитие военной техники на восточном фронте вообще довольно трудно.
Тигры, сами по себе бывшие первоклассными машинами, дополнялись столь же первоклассными экипажами. А если вспомнить, что глаза у страха и впрямь велики - неудивительно, что вскоре в каждом немецком танке начали видеть именно тигра. Хотя, всего было выпущено 1354 таких танка. Для сравнения, основных немецких танков Pz.Kpfw IV было выпущено 8686 штук, Pz.Kpfw III - 5691 штука. Скромное количество произведенных машин, конечно, объясняется запредельной стоимостью танка и потребностью в большом количестве дефицитных металлов, с которыми в Рейхе было негусто.
К 1944му монополия тигров была преодолена: в распоряжении советской армии оказалось достаточно танков, чьи орудия пробивали их броню на всех дистанциях. Впрочем, на завершающем этапе войны такого понятия как "неуязвимый танк" уже не существовало: и на советских, и на немецких танках и самоходках стояли многометровые дрыны, прошивавшие любые образцы вражеской техники. Танковый бой, в большей степени, перешел в плоскость "кто первый выстрелил и попал, тот и победил".
Разумеется, отметились тигры и на других театрах военных действий. В Африке, в частности, действовала, насколько я сумел найти, всего танковая рота тигров - 20 танков. Что не помешало им выбить под сотню союзнических танков, не считая другой техники.
На Западном фронте тигр под командованием Михаэля Виттмана в одиночку остановил наступление британской 7-й бронетанковой дивизии.
Большая часть тигров, нужно заметить, в итоге была уничтожена примерно так же, как и Т-34 в 1941-м - не в бою, а из-за невозможности продолжать бой. На западном фронте единственным вменяемым способом борьбы с тиграми была авиация, попросту уничтожавшая немецкий тыл до того состояния, когда дальнейшее снабжение тигра становилось невозможным, что вынуждало экипаж самостоятельно уничтожить боевую машину, чтобы та не досталась наступающему врагу. Ну и, разумеется, малое количество этих машин попросту не позволяло им оказать решающего влияния на исход сражений, в которых сталкивались миллионы человек и тысячи танков.
Одного немецкого тигра купили японцы. Как они собирались доставлять его из Бордо в далекую Японию - вопрос совершенно открытый. Тигра, конечно, в отличие от его четырехлапого тезки, можно разобрать на составные детали, но даже без башни и ходовой части корпус танка весил 29 тонн. В итоге японцы танк так и не вывезли и в конце 1944 немцы его реквизировали и вернули в распоряжение вермахта.