"Знамя", №9, 2012

Aug 22, 2012 11:41


Анонс номера:
«Читатель всегда ждет от стихов Веры Павловой яркую мысль, склонную к парадоксу, тонкую самоиронию, нервное чувство подлинности, порой даже одолевающее законы ритмики; впрочем, возмужавшей и трагичной в этой подборке Павловой ничто не может помешать:

Показалось: истина.
Нет, всего лишь правда - 
празднична, воинственна,
не с войны - с парада,
и сочится золотом
орденская рана
на сукне, проколотом
чуткими пальцами тирана.


    Никита Бегун, автор повести “Синойкия”, молод, ему 24 года, но одарен проницательной наблюдательностью и острым аналитическим умом. Осмысляя природу мышления человека умственно неполноценного и одаренного бескорыстной добротой, он и в себе безжалостно открывает склонность жить чужой жизнью как своей собственной. Только так называемые “нормальные” люди скрывают это от себя, боясь прослыть городскими сумасшедшими.

    Поэт и переводчик Георгий Ефремов публикует подборку лирики “Снадобье от неволь”. Стихотворчество и есть это снадобье, помогает даже в минуты особой тоски:

    Понимаю: у всех дела.
    Это жизнь куда-то ушла.
    У неё какой-нибудь семинар или саммит.
    И большие свершения впереди.
    Лучше друга не береди.
    Вот и глухой телефон деловит: “я занят”.


      Основной прием рассказа Григория Каковкина “Ливельпундия” - аллегория. Повествование ведется от имени комара Сафико, перелетающего со старой клячи на хозяина и обратно, пока не прихлопнут.

      Стихи Алексея Зараховича “Воды человечий овал”, написаны поэтом, выросшим на реке, прекрасно осведомленным о рыбалках и даже книгу стихов назвавшим “Чехонь”. Образ воды проникает всюду, даже в размышления о речи:

      Как твоё ли моё отраженье - всё маски воды
      А лицо, где поглубже
      Не лицо, говорю - это я или ты
      Или, кто тебе нужен


        “Два рассказа” Матвея Крымова построены на игре слов. Первый - “Некоторые предложения” сконструирован вокруг скороговорки “Карл у Клары украл кораллы”, второй - вокруг печений в форме букв русского алфавита.

        Стихи Марины Курсановой в подборке “хождения по канатам” по-прежнему причудливы (ведь не зря Курсанова считает себя ученицей и последовательницей Виктора Сосноры):

        Выращивала сердце, зашивала грудину.
        плакала-кричала исправно-напрасно.
        Птицы разметались
        по щекам румянцами.
        Новое солнце выросло,
        как дитя.
        Плавала-ветвилась
        оплывала воском
        изустным приветом
        ворошила ворс
        ходила на развилку
        двух дорог в полночь
        вырастила сердце,
        как розу.


          Атмосфера рассказа Дмитрия Калмыкова “Донцов” насквозь пронизана убийственной скукой русской провинциальной жизни. Гибель героя, незаурядного драчуна и аккордеониста, несмотря на его таланты даже почти не вызывает жалости, настолько логично вытекает из вязкого ужаса, разлитого вокруг .

          Павел Нерлер представил на суд читателя одно стихотворение - “Вольные стансы”, посвященные отцу. Процитирую 1-ю часть:

          Расставлены фигуры на доске
          И пешка проплыла на е4…
          Но сколько ни заламывай в тоске
          хрустящих рук, не отзовётся в мире
          уже никто на запоздалый зов:
          “Сыграем, батька?”…
          Пущенное время
          Всё, без остатка, утекает в ров…
          Флажок упал, и опустело стремя
          того коня…


            Под рубрикой “Non fiction” печатаются “Воспоминания декоратора” - театрального художника легендарного БДТ Эдуарда Кочергина “Медный Гога” о великом режиссере Георгии Товстоногове.

            Владимир Маканин под рубрикой “Карт-бланш” рекомендует ознакомиться с прозой Сергея Пищикова. Его рассказ “Портал семи холмов” посвящен мощному воздействию шедевра архитектуры (собор Святой Софии в Константинополе) на человека, вмиг теряющего чувство реальности.

            “Неформат”. Здесь опубликована эссеистическая проза поэта Виктора Сосноры “Диски безнадежностей” с послесловием Данилы Давыдова.

            В “Мемуарах” читатель найдет воспоминания Светланы Кедриной, дочери замечательного русского поэта, “Папин стол” - история приобретения и жизни в доме главного предмета мебели - письменного стола из дома Бахрушиных.

            Под рубрикой “Архив” поэт и художник Леонид Рабичев публикует “Тюремный дневник отца”. Красный командир Николай Рабичев в 1919 году был приговорен ревтрибуналом к расстрелу и писал ежедневные заметки в ожидании казни.

            В “Нестоличной России” с рассказом об истории литературного объединения в Нижнем Тагиле выступает Евгений Туренко.

            Раздел “Культурная политика”. Здесь Наталья Иванова в статье “Тоска по задаче” анализирует сегодняшнее состояние русской прозы. Характерен подзаголовок: “Об ответственности писателя перед литературой”.

            Сентябрьский “Конференц-зал” посвящен 200-летию русского писателя И.А.Гончарова. О “Настоящем Гончарове” ведут речь Юрий Манн, Георгий Давыдов и Анатолий Королев.

            Статья Сергея Чупринина “Мастер”, посвященная петербургскому критику Самуилу Лурье, печатается под рубрикой “Nomenclatura”.

            В разделе “Критика” читателя ждет статья Евгения Абдуллаева “Жестокий фриланс” - “О критике поэзии и критиках поэзии”, как заявлено в подзаголовке.

            Печальные заметки Елены Холоповой “Заказное письмо” констатируют угасание жизни в заброшенных деревнях республики Коми.

            В сентябрьском “Наблюдателе” Алексей Варламов рекомендует прочесть книгу Олеси Николаевой ““Небесный огонь” и другие рассказы”; о “Книге эстетических фрагментов” Владимира Эрля “С кем вы, мастера той культуры?” рассуждает Александр Уланов; Дмитрий Володихин делится впечатлениями от книги Виктора Пелевина “S.N.U.F.F.”; Елена Сафонова рецензирует сборник стихов Алексея Улюкаева “Чужое побережье”; “Записные книжки” Вагрича Бахчаняна исследовал Владимир Коркунов; издание мемуаров В.С.Яновского “Поля Елисейские: Книга памяти” высоко оценивает Михаил Ефимов; Евгений Ермолин знакомит нас с трудом Е.Ю.Скарлыгиной “Русская литература ХХ века: на родине и в эмиграции”; Леонид Фишман выступил с анализом книги Дж.Голдберга “Либеральный фашизм”. Карен Степанян побывал на спектакле “Преступление и наказание”. Сцены по мотивам романа, поставленные в МХТ им. А.П.Чехова Львом Эренбургом. “Незнакомый журнал”, прочитанный Эдуардом Лукояновым, - “Национальный интерес”. Заметки Анны Кузнецовой “Ни дня без книги” завершают сентябрьский номер журнала».

            http://magazines.russ.ru/znamia/2012/9/
            Previous post Next post
            Up