Игры со страхом

Nov 18, 2016 22:41

Я сейчас в рамках преподавательской программы Института Ньюфелда прохожу углубленный курс «Тревожность» (Anxiety, Advanced), его могут проходить все студенты, закончившие два Интенсива. Ведет его очень яркая и интересная преподавательница - Jule Epp (Канада, Германия). Ее стиль - интерактивность, много примеров из собственной жизни с ребенком-аутистом и личной практики работы с детьми (она психолог-игротерапевт). Так вот, она много снимает на видео - свои игры с детьми - и она показывала нам некоторые из них для примера. В частности, на курсе мы обсуждаем роль игры для калибровки системы оповещения об опасности у детей.
Оказывается, дети в играх, где есть опасность и страх, формируют и тренируют свою систему оповещения об опасности - можно сказать, оттачивают систему реагирования, плюс мозг имеет возможность проложить новые дорожки для разных выходов из опасной ситуации, потому что в игре все возможною Игра имеет четкие рамки, у нее есть начало и конец. В игре ребенок чувствует себя в безопасности, он знает, что как бы ни было страшно, это все понарошку, это все равно мама, хоть и притворяется чудищем.
Я для себя поняла, что до сих пор избегала игр с тревогой, книг с чудищами. Мне совсем не хотелось пугать детей. Но моя вторая дочь склонна тревожиться и я подумала, что хорошо бы подумать, как я могу ей с этим помочь. И вот я решилась - я купила книгу про страхи. «Тося-Бося и темнота». И… Она стала нашей любимой книгой! Потому что хоть на картинках и чудища, они не страшные, потому что вся книга - своего рода игра с темнотой, со своим страхом, отделение его от себя.
Мы также начали играть в страшные игры. Сначала это были жмурки. Дочь очень осторожно явно нащупывала эту границу - где ей страшно, а где нет. Она очень сильно просила гоняться за ней помедленней, потому что очень боялась, что я ее поймаю. Ее страх был очень сильным. Ей это было очень важно - успеть убежать! А потом просила поиграть еще и еще.
Потом мы играли в чудище, которое нападает на маленького котенка и хочет сварить из него супчик себе на обед и пожарить на гриле его ребрышки. Чудище говорило заискивающим голосом, зазывало, заманивало, то приближалось, то отдалялось. В начале игры дочь боялась, когда чудище было еще очень далеко. Она не давала к себе приблизиться, убегала, пряталась, при этом хохотала и сама вновь заигрывала с чудищем. Ей очень нравилась эта игра, глаза просто блестели!
Потом она уже позволяла приблизиться и дотронуться до себя, а потом быстро убегала. В игре также участвовала бабушка, которая прятала за своей спиной котенка и прогоняла чудище. И вот котенок уже сам стал подходить к чудищу и явно пробовал играть со страхом. Она ходила будто по тонкому льду, нащупывая границы страха, постепенно их расширяя… Это было просто удивительно наблюдать! А я в свою очередь очень и очень осторожно продвигалась вперед, отслеживая ее реакции.
Под конец она уже разрешала себя поймать! И даже проходила с чудищем полдороги до кухни, где по его словам уже кипела кастрюля с водичкой для супчика из маленького котенка, и потом вырывалась и, смеясь, убегала. Полдороги до кухни мы прошли три раза и потом закончили игру. Мне показалось, что в итоге дочь хорошо освоилась со своим страхом и уже практически с ним дружила. У нее явно появилось ощущение контроля над ситуацией.
Бабушка говорила, что ей самой было очень страшно, и что вот теперь ребенок, наверное, будет плохо спать. Но ребенок был такой довольный, и я была очень рада ее прогрессу. Я думаю, что теперь, наоборот, ребенок будет лучше спать.:)

страх, тревога

Previous post
Up