Хорошо прогуляться по февральскому двадцатиградусному морозцу вёрст этак десять, по нечищеным от снега и грязи улицам, скажем, от Семёновской заставы до Китай-города утром на работу, а вечером (скорее всего уже в кромешной тьме) обратно, не правда ли?
«В 1919 г. пассажирское трамвайное движение из-за отсутствия в городе [Москве] топлива было приостановлено с 12 февраля по 16 апреля и 12 ноября по 1 декабря. В конце декабря 1919 г. трамвай в городе был снова остановлен. Освобождающиеся при этом рабочие направлялись на работу по очистке путей и дорог и "для заготовки топлива в пределах 8-ми верстовой полосы"».
Однако же тогдашний креативный класс, которому где бы ни работать, лишь бы не работать, сумел найти свою нишу даже и в тех обстоятельствах:
«Вместе с тем, впервые в истории московский трамвай стал использоваться для проведения культурно-просветительских и агитационных мероприятий. 1 мая 1919 г. по маршрутам А и Б, № 4 курсировали трамвайные поезда с "летучими" цирковыми представлениями на открытых прицепных вагонах. (…) Такие агитационные трамвайные поезда стали курсировать и по выходным дням. Газета того времени "Коммунистический труд" о пользе такого использования городского трамвая писала следующее:
"Первые опыты использования трамвайных платформ для передвижной агитации подчеркнули огромное значение объединения устной политической агитации и театрального зрелища с революционным агитационно-политическим содержанием.
Вчерашний день показал, что это прекрасное начинание художественного подотдела, поддержанное агитационным отделом Московского комитета Р.К.П., взявшего дело художественно-политической агитации в свои руки, должно получить дальнейшее развитие в смысле увеличения числа "агит-трамваев" и привлечения к передвижной агитации видных партийных сил и деятелей сцены и музыки. Агит-трамваи собирают на площадях огромное количество зрителей. Партийный агитатор на платформе трамвая окружен многотысячной толпой рабочих и городской бедноты. Огромная аудитория под открытым небом слушает ораторов с большим вниманием, следит за каждым словом. Артисты, выступающие на "передвижных подмостках", встречают здесь благодарных и внимательных зрителей.
Это испытали вчера артисты театра "Революционной сатиры", выступавшие на платформах агит-трамвая под руководством тов. Разумного.
Сценки в костюмах, посвященные польскому нашествию, появление Юденича, Колчака, Деникина, революционные стихотворения, дуэт Польши и Петлюры, частушки на военную злобу имели огромный успех у публики, награждавшей артистов шумными аплодисментами."
Вместе с артистами на агит-трамваях выступали с речами видные партийные и государственные деятели: Антонов-Овсеенко, Сосновский, Бакинский и др.»
Важно отметить: это сумасшествие в еле живущем городе имело место как раз в то самое время, когда (как любили потом вспоминать) вешали объявления «райком закрыт, все ушли на фронт». Но, получается, что кто-то, наверное, и правда ушёл на фронт, а кто-то - ушёл «давать представления» на трамваях, «разъезжавших в течение целого дня по городу».
Источник цитат:
М. Д. Иванов «Московский Трамвай: Страницы Истории»