Обычно, когда речь заходит об участии Черноморского флота в Гражданской войне, вспоминают предсказуемое: трагические картины конца 1917-го - начала 1918-го: орды пьяных одураченных матросов, вакханалию убийств, и прочие омерзительные подробности, читать которые крайне противно (хотя, при том, помнить их совершенно необходимо ). Но про Русский Черноморский флот 1918-1920 гг. вспоминают крайне редко (даже Деникин во всех пяти томах своих "Очерков" о нём практически не говорит), а напрасно. Он заслужил памяти.
"(…) Руководители ВСЮР с большим нетерпением ожидали ухода немцев, рассчитывая захватить все корабли, находящиеся в Севастополе, Одессе, Николаеве и других портах. Большие надежды при этом возлагались ими на содействие союзников в этом вопросе, и поэтому Деникин и его окружение торопили приход их боевых кораблей на Черное море. Чтобы ускорить этот процесс, еще в середине октября 1918 г. адмирал Д. В. Ненюков, занимавший тогда пост начальника управления военно-морской базы в Одессе, послал старшему союзному адмиралу схемы минных полей, установленных русскими на Черном море в 1‑ю Мировую войну, а также все сведения о численности и тоннаже русских военных судов, находящихся у немцев.
И вот, наконец, 10 ноября [1918 г.] в Новороссийскую бухту вошла эскадра в составе двух крейсеров - французского «Эрнест Ренан» и английского «Ливерпуль». Почти в это же время на болгарском пароходе под французским флагом прибыл командированный Деникиным на Балканы генерал И. Е. Эрдели. Он привез чрезвычайно необходимый для белой армии груз: боеприпасы и винтовки. Когда 13 ноября флот союзников прибыл и в Севастополь, чтобы начать прием русских кораблей, Деникин тут же отправил туда адмирала А. И. Герасимова, назначенного перед этим начальником Морского управления при Главнокомандующем ВСЮР. Ему была поставлена задача - убедить союзников начать сразу же передавать корабли белой армии для создания ее Черноморского флота. На Севастопольском рейде в это время находились линейный корабль (дредноут) «Воля» (бывший «Император Александр III»), крейсер «Кагул», более десятка миноносцев, несколько подводных лодок, старые линейные корабли и много мелких судов вспомогательного назначения.
Однако союзники бесцеремонно обошлись в Герасимовым и практически проигнорировали просьбу Деникина. Старший адмирал союзного флота лорд Кольсорн категорически отказал посланнику. Лучшие суда Черноморского флота союзники укомплектовали иностранным командами, на них, вместо немецких, теперь были подняты английские, французские, итальянские и даже греческие флаги. Только на «Кагуле», а также трех находившихся в ремонте миноносцах и старых линейных кораблях были подняты русские Андреевские флаги.
Затем из Константинополя, где располагалась главная база союзных сил, последовало распоряжение - все годные к плаванию корабли отвести в Мраморное море, определить их на стоянку в турецком порту Измите и там интернировать. На просьбу Герасимова отдать хотя бы два-три миноносца, необходимых для охраны и патрулирования внутренних вод Добровольческой армии, пришедший на смену Кольсорну французский адмирал Леже ответил резким отказом: «…союзные правительства, - заявил он, - не потерпят присутствия вооруженного русского судна на Черном море, так как таковое, будучи отнято большевиками, может наделать державам Согласия многочисленные беды и хлопоты»175.
Потом союзники пошли еще дальше. Специально созданные французские и английские команды, под предлогом недопущения захвата кораблей красными, топили и взрывали хранившиеся на складах в Севастополе боеприпасы, аккумуляторы подводных лодок, уничтожали приборы управления и увозили с собой замки орудий.
В это время сложилась ситуация, в какой-то мере повторившаяся после распада СССР, - Украина заявила о своем праве на Черноморский флот.
(дальше)