ys

иллюстрация к феномену атеистического восприятия

Jun 10, 2011 14:23

В разговоре с одной атеисткой, которой свойственно редкостно принципиально упёртое восприятие, я очень удивился, кода вдруг обнаружил что она с невообразимо одухотворённым лицом слушает абсолютно катехизаторские песни Сергея Калугина.

image Click to view

Я удивился и спросил как может уживаться её агрессивное антихристианство с любовью к песням Калугина ( Read more... )

Leave a comment

ys June 10 2011, 12:48:39 UTC
да, к сожалению я тоже осведомлён о своих схожих недостатках - увлекаться в пылу спора.
Пожалуй я сейчас припоминаю что так и было в тот раз - я как раз и говорил о христианской символике и эстетике. И лишь как пример привёл символизм Калугина, поскольку я видел как она его слушает, наверное года с 95 минимум ходит на его концерты. Думал что его образность станет ей понятнее. Ни фига. Вот тут-то она и сказала - с высокомерием что у Калугина якобы христианства и близко нет. Его песни якобы о гомосексуализме (тогда был принят этот термин).
Ну конечно после этого надо просто умыть руки и отряхнуть прах с ног - если Господь говорит - "Я стою у дверей и стучу", но они не слышат, то что уж мне навязываться.

...
Вот Вы говорите "я всё аккуратно и логично разложил по полочкам, выстроив абсолютно, как мне кажется, чёткое обоснование совершенно очевидного вывода", а я наблюдаю что у таких слушателей толерастия замешана на статусности. Они слушают но не слышат ещё и потому, что нечто "круто", а к остальному предубеждение. Ну а если нет обратной связи , то может честно признать свою немощь и неспособность как-то катехизнуть "по самое не могу" и хотя бы молчать, надеясь что в воздержанности больше пользы.

Reply

averk June 10 2011, 13:26:09 UTC
Ну да, это по сути штампованная элитарность. Величайшая ловушка века - массово эксклюзивное мышление, типа очереди за абсолютно одинаковыми айфонами и айпадами, чтобы влиться в толпу "не как всех". Самое страшное в жизни, оказывается - выпасть из модного тренда и оказаться недостаточно оригинальным. Феерический пример взаимоисключающих параграфов. )
Впрочем, я понимаю, что и сам грешен тем, что люблю в разговорах потроллить людей, выставив в альтернативу модному "альтернативному" мнению "устаревшее" и "неоригинальное", как ещё более альтернативное и модное, использовав ту же тягу к элитарности.
Глупо, конечно, рваться в финалисты бокса по переписке, но молчание и воздержанность становятся примером только, если этот пример виден. Глазами. Так что это имеет смысл только в личном общении (это вдогонку к воздержанию от споров в блогах). Молчаливый подвижник, которого никто никогда не видел, для окружающих не существует.

Кстати, для поп-культуры православие сейчас, похоже, оказывается в той точке колеса, где абсолютно устаревшее становится элитарным "последним писком". Но это я так, к слову.

Reply

ys June 10 2011, 13:49:20 UTC
феномен интернет-троллинга такого типа, о котором о.Андрей(Кураев) говорит как о катехизаторской необходимости - это на мой взгляд скорее как раз жажда вырваться из замкнутого круга стандартных клише, масок, обыденного стереотипного благообразия (хотя конечно в троллинге может быть и желание навязать собеседнику стандарт того поведения, который предлагается как дхарма данного социального класса).

Если я Вас правильно понял в отношении Вашего заключительного тезиса, Вы вероятно имели в виду скорее антихристианскую позицию (которую ошибочно называют "антиклерикальной")? Ну то есть нам предлагают как аргументы выдохшийся нафталин? Я чувствую именно так - безумно невежественная банальность используется оппонентом часто как картонный меч. Поневоле иногда приходиться в молчании уворачиваться, пока он этим мечём не угодил себе в глаз.

Ну и стандарты потребления информации это конечно то, что любой семантической целостности может являться угрозой. Дело даже не в том, что в плюралистичном потреблении ортодоксия будет восприниматься как нечто музейное. Но в примере интерпретаций постингом, если например хрестоматийно известная символика отваленного камня этой атеисткой воспринималась как гомосексуальная инициация, "дефлорация", то для меня очевидно что полемика неизбежно выходит за рамки нейтрального диалога - агрессивная интерпретация вполне может быть наказуема, ведь мы с вами всё же находимся только на ранних стадиях становления консьюмеристского общества, не всё укладывается в стандарты потребления и такая информация, как изложенная в постинге откровенно конфликтна, неформатна, антисоциальна

Reply

averk June 10 2011, 14:28:26 UTC
Как аргументы эрудированного демагога нам в любых спорах предлагают то, что модно и выгодно, пусть даже это будет картонный меч, на картоне можно разместить рекламные QR-коды. Первоисточник при этом уже не важен, важен только индекс цитирования. Уже сейчас от имени Церкви на ТВ выступает невесть кто и высказывает, что захочет. Став модным, православие в массовом сознании рискует утонуть в рюшечках, которые на него обязательно повесит общество потребления, чтобы обрисовать атрибуты того, что этот тренд особенно моден. Допустим, сами православные от этого не пострадают, но "новый катехизис" от лучших рекламных кутюрье может заглушить собой реальную суть православия для сочувствующих. Это ведь модно, круто, элитарно, это именно то, чего все жаждут, это даже круче, чем straight edge. Причём в процессе подгонки к стандартам, "катехизис" запросто может стать антихристианским - американские хиппи это уже проходили в кружках христианской медитации.
Реальная же Церковь при этом будет выглядеть ещё более маргинальной. Но я надеюсь, что это я, как всегда, слишком сгустил краски. )

Reply

ys June 10 2011, 14:59:11 UTC
да, отцифруют. Не только подготовка к исповеди, но и сама исповедь просится в цифру. Если важно не быть, а показать свою причастность к статусно значимому потреблению, то отчего бы и литургию не предложить как приобщённость к сетевому коммьюнити...
Но и это не ново - в Средневековье определённый уровень потребительской культуры приводил например к продаже индульгенций. На мой взгляд, это очень близко потребительской цивилизации и современного цифрового типа, поскольку информация отчуждается от личности-носителя инфы.

А насчёт маргинальности мне близки полемические взгляды Кураева, который ставил вопрос о маргинальной сущности церкви. Конечно это полемично, ведь кто-то мог бы настаивать что выражение "соль земли" указывает если не на мейнстрим, то именно на элитарность

Reply

averk June 10 2011, 15:27:12 UTC
Кривую распределения Гаусса при определении элитарности можно рассматривать и с одной, и с другой стороны, в любом случае получив основание для гордыни. И даже оказавшись в центре кривой, можно или гордиться этим, или выбрать другой критерий распределения. Но это социология, а не вера.
В вопросе маргинальности Церкви я доверяю мнению о. Андрея, хочу только добавить, что осознание своей статусности и обладания Истиной всегда приводило к расколам и образованиям сект. Впрочем, я воздержусь от мудрствований на тему религии в потребительского обществе в эпоху информационного изобилия - экспоненциальный рост общественных связей и разнообразия (не объёма) информации не даёт возможности вменяемых прогнозов. Единственное, что мне кажется очевидным - среднее понимание религии останется на том же уровне, как и в местах, куда только что пришли миссионеры (смутные сведения вперемешку с мифами и суевериями), но будет отдавать флёром интеллектуальности, дающей уверенность, что те пару десятков килобайт HTMLа на популярном сайте являют безупречную выжимку сути христианской веры, после которой изучение первоисточника необязательно.

Reply

ys June 10 2011, 19:07:50 UTC
ну пусть эти закономерности мы будем считать повторяющимися и воспроизводимыми например социологически, но по-моему главное это насколько динамичны эти отношения спроса и предложения религиозной инфы, имеют ли обратную связь закономерности становления критериев добротности информации, ну и вообще можно ли влиять на потребности в информации например с помощью предложения инфы или например изменением проблемной ситуации (например понимая эти закономерности в русле диамата или истмата).
Ведь есть достаточная вариативность мнений, склоняющихся к невменяемости массы или вообще имплозийной сущности деклассированного социума, поглощающего смыслы, этакого болота, уничтожающего предложенную информацию безо всякого следа. Так что для меня позитивен и оптимистичен даже взгляд, усматривающий некие закономерности, а также наличие каких-то инструментов, способных на реальность влиять.
А у меня такой оптимизм есть не всегда. Особенно когда я попадаю в каменты, вытоптанные антицерковными невежами, неважно азартными или ангажированными, но просто неспособными к диалогу

Reply


Leave a comment

Up