Ветеран миротворческих миссий ООН говорит в этом интервью что идея введения миротворческих сил ООН на Украину - здравая, однако и ситуация не позволяет это сделать, и соответствующей культуры у России не оказалось, только ошибок многовато...
А под катом - полный текст интервью ветерана миротворческих миссий ООН, президента Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН Сергея Лаврова (он тезка министра иностранных дел РФ) . Весь текст взят мной из "
газеты", где в преамбуле говорится что России и даже в Европе все чаще говорят о возможности направить на восток Украины миротворцев ООН (вопрос в том, насколько это реально, насколько это необходимо, ну и в чем ошибся Дмитрий Медведев в войне 08.08.08)
- Сегодня и в России, и на Западе периодически раздаются голоса о необходимости ввести на Украину миротворческий контингент. Насколько сейчас это реально?
- Чтобы ввести войска в буферную зону между противоборствующими сторонами, необходимо прекращение боевых действий, а также в обязательном порядке согласие противоборствующих сторон на введение миротворческого контингента. Сейчас на Украине сделать это невозможно: может, Донбасс и согласен на прекращение боевых действий, но Украина продолжает их вести, и, более того, США официально поддерживают политику Киева, так что такую операцию они точно бы заблокировали.
Если Америка за боевые действия, зачем ей войска, которые будут им противодействовать?
Идея введения миротворческих сил ООН на Украину здравая, но, если США в настоящее время поддерживают «антитеррористическую» операцию Киева, они заблокируют инициативу России в Совбезе ООН.
Чтобы Совбез ООН выдал мандат на проведение миротворческой миссии, необходимо, чтобы эти пять стран - членов Совбеза пришли к консенсусу по этому вопросу. Иногда принять совместное решение очень трудно. Но консенсус по Сирии, к примеру, был найден, хотя Россия и США стояли на противоположных позициях. Было бы желание.
- Есть ли иные пути, кроме консолидированного решения Совбеза?
- Можно было бы вспомнить 2003 год и Ирак, когда США сколотили коалицию, ввели войска в Ирак, сами себе выдали мандат. Используя этот прецедент, Россия могла бы попытаться убедить ООН, что на Украине явно выраженная гуманитарная катастрофа, и после этого, создав свою коалицию, провести миротворческую операцию по ее ликвидации. На прошлой неделе постпред России при ООН Виталий Чуркин выступил по этому поводу, однако в ООН с этой оценкой не согласились.
Причем самостоятельно Россия провести такую операцию не может, руководство страны это знает, и это же зафиксировано в наших концептуальных документах. В концепции внешней политики и в военной доктрине говорится, что Россия готова принимать участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, а также в сотрудничестве с региональными организациями. И нет ни одного слова о том, что Россия может самостоятельно проводить миротворческие операции.
Кроме того, Россия не может ввести миротворческие войска, потому что таких войск у нас просто нет. Есть 15-я отдельная миротворческая бригада, которая проводит боевую подготовку военнослужащих, нацеленную именно на участие в миротворческих операциях. Эта бригада, как и некоторые части и подразделения ВДВ, может принимать участие в операциях по поддержанию мира. По мандату ООН они могут в составе международных миротворческих сил действовать в любой точке мира. СНГ и ОДКБ (Организация Договора коллективной безопасности) имеют свой миротворческий контингент, который может действовать по мандату этих организаций только на территории стран - участниц этих союзов, а по мандату ООН силы ОДКБ также могут действовать в любой точке мира.
Сегодня нас иногда обвиняют в неполной легитимности проводимых нами операций. Так, например, в 2008 году был прецедент, когда Россия использовала свои Вооруженные силы в ходе конфликта между Грузией и Южной Осетией.
И президент Дмитрий Медведев выступил с заявлением о проведении миротворческой операции по принуждению Грузии к миру. Тут же нас поправили, сказав, что в соответствии с ст. 53 устава ООН такие операции проводятся только по мандату Совбеза ООН. И действия Вооруженных сил России были переквалифицированы с 53-й статьи на 51-ю и расценивались как самооборона (Россия обвинила Грузию в нападении на своих миротворцев. - «Газета.Ru»).
- СССР принимал участие в миротворческих миссиях с 1970-х годов, почему до сих пор у нас нет концепции миротворчества?
- Ни в одной стране мира нет общепризнанного определения миротворчества, нет его даже в уставе
ООН. Существует, однако, понимание подобных действий как усилий международного сообщества по поддержанию мира, причем не абстрактным международным сообществом, а в лице ООН, а также различных коалиций и региональных организаций.
Когда мы говорим о второй модели миротворчества, без мандата ООН, ситуация более сложная, так как она вызывает много вопросов о легитимности проведения той или иной операции.
К примеру, в 1992 году наши российские подразделения принимали участие в операции в бывшей Югославии по мандату ООН, а потом, если говорить о российском миротворчестве, был Таджикистан, была Абхазия, где наши миротворцы работали по мандату СНГ. А если мы вспомним Приднестровье и Осетию, там они работали по межправительственным соглашениям. И вот эта наша деятельность сильно на Западе критиковалась, ее не считали миротворческой деятельностью в подлинном смысле этого слова.
В свою очередь, у нас есть свои претензии к ним: когда в 2003 году США сколотили коалицию и вторглись в Ирак, мы резко это критиковали, правда, впоследствии мандат был получен. То же самое в 1999 году, когда это были не США, а НАТО - региональная организация, которая начала проводить операцию в бывшей Югославии без мандата ООН и получила его только 11 недель спустя.
Так вот, зная все каверзы миротворчества, мы должны иметь четкую концепцию, где должно быть прописано, «что такое хорошо и что такое плохо».
- Как вы сами стали принимать участие в миротворческих миссиях ООН?
- В 1973-м я окончил Военный институт иностранных языков в звании лейтенанта. После распределения поехал старшим переводчиком в Южный Йемен, следующая командировка была в 1980 году уже в качестве военного наблюдателя ООН на Ближнем Востоке. Потом, в 1986 году, я вторично был направлен в этот регион и проходил службу в той же Организации по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП-UNTSO). Мы наблюдали за соблюдением мирного процесса между Израилем и Сирией, с одной стороны, и Египтом и Сирией, с другой.
Военные наблюдатели ООН - это «голубые береты». Хочу отметить, что есть разница между «голубыми беретами» и «голубыми касками».
«Голубые береты» - это военные дипломаты, которые в совершенстве должны знать английский язык, знать сотни ооновских сокращений, знать радиообмен, а еще, к примеру, водить машины самых разных типов.
В свою очередь, «голубые каски» - войска, имеющие легкое оружие, которое они применяют либо для защиты мирного населения, либо для защиты себя самих. Причем ООН своих «голубых касок» не имеет. Когда ООН принимает решение о развертывании миротворческой миссии, объявляется что-то вроде тендера для формирования миротворческих сил.
После моего ухода со службы я и другие бывшие коллеги создали организацию ветеранов миротворческих миссий ООН и занимались тем, что разрабатывали теоретические положения миротворчества. Мы постоянно говорили, что России необходима концепция миротворчества. Прежде всего в ней должно быть прописано, в каких миротворческих миссиях мы можем участвовать и как, а в каких не можем и почему.
- Есть ли уже какие-то практические результаты?
- Надеюсь, что нас услышали: дана команда Министерству иностранных дел и Минобороны разработать такую концепцию. Было также наше предложение о создании некоего органа при президенте РФ, курирующего и координирующего все государственные и общественные организации, которые занимаются миротворчеством как под эгидой ООН, так и по мандату региональных организаций. Идея была поддержана в Совете Федерации, но пока никаких подвижек нет.
- И все-таки всегда ли эффективно миротворчество?
- В мире не только черный и белый цвета, есть и полутона. Поэтому нельзя ответить просто: да или нет. Сейчас ходят разговоры о том, что ООН себя изжила, но, может, это и медленно работающий организм, не идеальный, но, по крайней мере, работающий. И миротворчество под эгидой ООН имеет огромное значение для поддержания мира на планете.
Да, есть неудачи, как в Руанде и Сомали, но есть и общепризнанные успехи, например Восточный Тимор, который после миротворческой операции стал 191-м государством - членом ООН.Говоря о российском миротворчестве, можно привести в качестве положительного примера Таджикистан.
Мы отстали как в практическом миротворчестве, так и в теоретическом его осмыслении на 25 лет. Первая миротворческая миссия была проведена еще в 1948 году, а наши первые наблюдатели только появились в 1973 году. Помните, как мы гордились марш-броском наших десантников в Приштину? Марш-бросок был совершен, а дальше мы ждали какого-то логического продолжения. Такой марш-бросок - это хорошо, но, если бы существовала четкая доктрина миротворчества, тогда это был бы не просто один бросок, а продуманные действия в соответствии с тактикой и стратегией.