В канун праздника Иверской иконы Божией Матери на сочинский берег (в районе Головинки - микрорайона в Лазаревском районе города Сочи) море выбросило образ Пресвятой Богородицы. Нашедшая его туристка отнесла в ближайший храм - им оказался храм святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Здесь определили, что обретенная образ - Иверская икона Божьей Матери, Чьим первым Уделом является Грузия, древняя Иверия.
Икона с резными вставками из серебра, позолоты и камней датирована 1896 годом. Указано и имя - то ли владельца, то ли написавшего ее протоиерея Александра Смирнова.
От морской воды икона немного потускнела, но лик самой Богородицы виден четко, сообщает пресс-служба Администрации Сочи. Образ отреставрируют, а пока он занял место в алтаре храма.
На сайте Сретенского монастыря (на котором и
опубликована вышеприведённая информация) особо отмечается, что икона была обретена в канун празднования Иверской иконы Божией Матери, которое совершалось в субботу, 26 октября (по н.ст.)
Лично я не представляю себе, как могла икона пребывать в воде... Наверное только считанные дни выдержал бы левкас контакт с набухающей доской (потом сцепление разрушилось бы и краска бы отошла от основы)... Хотя сообщали что икона вообще якобы написана на металле ("....
сейчас церковь найдет мастеров для реставрации иконы, нарисованной на металлической пластине и укрепленной на деревянной основе...."), и если это горячая эмаль, перегородчатая эмаль, то наверное икона могла бы какое-то время оставаться в воде...
На этом маленьком фото из алтаря - изображение той самой иконы, принесённой морем в Сочи.
Она справа в нижней части фотографии - в киоте сложной рамы.
...а ниже - различные ранее известные
иконы Иверской Божией Матери заметьте как звучит
кондак Божией Матери пред иконой Ее Иверской (глас 8):
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть Хранительница Афона/ и Вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в Православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
История этого образа восходит к XI веку когда она была обретена тоже через море. Иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.
Пресвятая Владычица явилась старцу в сонном видении озаренная дивным небесным светом и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море - иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».
Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.
Такие чудеса как обретение иконы на сочинском пляже я воспринимаю как только повод к молитве.
Чудесные и неожиданные обретения, перемещения или даже целые путешествия икон отмечаются столетиями.
Слишком много искушений объяснить их хитроумием людей, и очевидно что эти чудеса связаны с печальным состоянием социума. Когда иконы спасались от врагов (например чудесно появлялись во времена ордынского нашествия на Русь), это было объяснимо - иконы могли спастись и попасть к людям только чудом. Но и сейчас это свидетельство какой-то беды, ведь иконы должны быть с человеком, и это знак происшедшей беды, если люди были разлучены с иконой и икона оказалась вне социума, в диком месте вне человеческой культуры.
Так что для меня это не столько знак качества христианской жизни, сколько обличение христиан, знак необходимости покаяния.
Это повод помолиться и о всех нас, и о своём маловерии и готовности видеть соблазны и искушения в таком (в принципе вполне закономерном и объяснимом) разлучении иконы с одними людьми и обретением иконы христианами.
Голосовалки в этом вопросе неуместны (так как при честных масштабных опросах наверное мусор, грязь и энтропийные проявления всегда победят культуру) но всё же... Не совсем понятно, что же считать знАком маловерным - такое грандиозное явление иконы среди моря в столбе огня? Или когда икону тихо приносят волны моря, то именно это проявляет доверие к людям, к их вере? Может быть не нужен столб огня тому народу, в котором сильна вера? хотя бы вера предков?
Или столб огня был дан тем людям, вера которых была столь сильна, что они смогли придти к иконе прямо ступая по воде?