Похоже разгорается очередной скандал по поводу мародёрского и варварского уничтожения исторического центра.
Не знаю, всерьёз ли собираются строить большой собор на территории Сретенского монастыря, вполне возможно что это способ вполне традиционного для нашего времени торга. Например для выделения достаточной территории в хорошем месте Москвы устроили известный конкурс, где победила декораторская модернистская попса, которой самое место за кольцевой дорогой, подальше от Москвы, а ещё лучше - за Уралом или за Доном...
Понятно что рациональные планировки разноуровневых храмов в компактном объёме прагматически устраивают и обеспечивают необходимые функции. Но ведь профессионального архитектурного решения в принципе нет. По всей видимости авторы просто нарезали фрагменты иконостасов и по коллажному принципу их "на живую нитку" слепили между собой
...и это язык в принципе не архитектуры, но приёмчики бутафории и театральной декорации.
То, что наивные представители монастыря приняли за предпроектное предложение, на самом деле не более чем постмодернистский "ПЕРЕПОСТ-МОДЕРН".
Именно так - блоггерским приёмчиком "ре-постинга" надёрганные из разных мест фрагменты слеплены в аляповатую эклектику.
Неустойчивость раскорячившейся в "позе Лотоса" церкви - это и есть в сущности обновленческий модернизм. Это обновленчество суетно и провинциально.
...попробуйте сравнить эту провинциальную помпезность (в принципе - это пафос новорусского "ампира", не имеющий отношения ни к профессиональному языку архитектуры, ни к московским традициям, но преисполненный пафосом нуворишей) с человечными и камерными интонациями исторического центра Москвы:
- это и есть подлинный исторический облик Сретенского монастыря до того, как варварское большевистское нашествие открыло возможность люмпенам и русофобам начать уничтожение Первопрестольной столицы Руси и уничтожать нашу историю на протяжении всего ХХ века
Как видите, уничтожение русской истории продолжается.
Судя по этому плану, может показаться что уничтожается не так много исторических строений, судить о ценности которых очевидно не нам с вами, а археологам, специалистам...
Однако вероятно это не в компетенции и уважаемых духовных авторитетов - высказать окончательное суждение о том, насколько ценны эти постройки и культурный слой под их основанием...
Предполагается оставить на территории Сретенского монастыря одно здание (Рождественский бульвар, дом 18, строение 2), а уничтожаться должны остальные шесть - по улице Большая Лубянка идут под снос дом 19, строение 4, строение 5, строение 7, а по Рождественскому бульвару - дом 16, строение 5, а также дом 18, строение 3 и 3а
План застройки Сретенского монастыря.
Крестиками помечены здания-памятники, определённые к сносу.
На днях градозащитниками (из московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры - "ВООПИиК") опубликовано письмо в адрес Патриарха и предложены два альтернативных решения:
1) либо восстановить один из снесенных храмов неподалеку от Сретенки и ввести его во владение монастыря,
2) либо отреставрировать один из крупных подмосковных соборов.
Сообщается, что при сносе и новом строительстве пострадают не только памятники православного зодчества, входящие в монастырский комплекс, но и ценный археологический пласт, сохранившийся с XIV века.
По моим личным наблюдениям (чисто визуально) - на этом месте сейчас бросаются в глаза в основном какие-то гаражные непрезентабельные постройки, что-то типа сараев (визуально перекрывающие здания столетней давности, которые возможно очень ценны, но предложены к сносу) и "ценный археологический пласт" это сокровища недоступные, пока они погребены под землёй.
Факт - ещё очень много храмов уничтоженных богоборческой властью не только не восстановлены, но принятая лужковско-собянинская тенденция не считает нужным сохранять Москву,не считает нужным восстанавливать её поруганный облик, но позволяет нуворишам от бизнеса и архитектуры устраивать варварские пляски на костях.
Насколько здесь уместна такая мощная архитектурная доминанта, наблюдаемая с различных непредсказуемых ракурсов?
Исторически архитектурный акцент был со стороны Большой Лубянки, а с бульварной стороны была часть приватная - были доходные дома, то есть жизнь более частная.
Сейчас предлагается акценты сместить и скорее это всё же действие неуместное в масштабах города, хотя и целиком понятное и даже в чём-то деликатное с точки зрения обитателей монастыря - ракурсы обозрения будут выгодными для посетителей монастыря, а что до исторического облика города, то в этой масштабности перемен инициаторам уничтожения исторического облика монастыря видимо кажется что это не так уж важно.
То есть очевидно что это в самом лучшем случае - акт шантажа, а в худшем - акт мародёрства (вполне объяснимо желание сделать что-то хорошее для самих жителей, воспользовавшись тайфуном варварского уничтожения исторического центра).
Так что хотя это очередной шаг по уничтожению исторического облика Москвы, предложение по архитектурно-планировочному решению и генплан застройки в целом вполне прагматичны и по-мещански рациональны (рационализм этот конечно варварский, но никак не выпадает из общего климата Собянинска).
А вот архитектурное объёмно-пространственное решение и художественные аспекты победившего проектного предложения с моей точки зрения всё же абсолютно безвкусны и неприемлемы.
материалы по теме:
краткая новостная информация -
http://pda.lenta.ru/news/2013/10/04/monastyr/а здесь
http://news.russist.ru/xram-pamyatnik-vmesto-pamyatnikov/ опубликовано то самое открытое письмо московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры на имя патриарха Кирилла:
ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО!
Обращаемся к Вам за помощью в разрешении возникшей спорной ситуации вокруг строительства нового собора Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве. Победивший проект архитектора Д.М. Смирнова грубо нарушает нормы ст. 34 п. 2, ст. 35 п. 2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принципы сохранения исторического наследия и уважения к духовной и материальной культуре России. Согласно проекту строительство производится на территории объекта культурного наследия федерального значения, в охранной зоне, производится снос монастырской застройки середины XIX - начала XX века, в том числе исторически ценных градоформирующих объектов. Большинство сносимых зданий было освящено до революции 1917 года. 27 сентября 2013 года рабочая группа Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия, проигнорировав нормы законодательства РФ, одобрила производимые сносы и застройку.
Призываем Вас, как настоятеля Сретенского монастыря и Предстоятеля Русской Православной Церкви, защитника русской культуры и христианской нравственности, вмешаться в ситуацию и не позволить совершиться непоправимой ошибке. Спасите от сноса памятники православного зодчества (список в приложении), которых после многих лет гонений против Церкви осталось слишком мало на российской земле. В любом случае при проведении строительных работ пострадает ценный археологический пласт, сохранившийся с XIV века.
Московское городское отделение ВООПИиК понимает и необходимость расширения Сретенского монастыря и поддерживает строительство нового большого собора для обители. В связи с этим МГО ВООПИиК предлагает альтернативные варианты разрешения сложившейся ситуации.
1. Восстановить один из снесенных храмов в непосредственной близости и передать его в ведение Сретенского монастыря. В качестве примеров предлагаем старейшие и красивейшие из снесенных храмов Москвы: а) древний храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Большой Лубянке, находившийся на пустующей площади Воровского, где теперь находится автомобильная стоянка; б) храм Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, где сейчас находится пустырь; в) церковь Вознесения Господня в Варсонофьевском переулке, где стоит поликлиника ФСБ.
2. Отреставрировать и восстановить один из крупных подмосковных соборов, являющийся шедевром церковной архитектуры. В качестве примеров предлагаем: а) Патриаршее подворье колокольню на погосте Ивановой горы с храмом Рождества пророка и крестителя Иоанна Предтечи в Серпуховском районе. Это одна из 25 самых высоких православных колоколен мира, само место связано с именами святых Сергия Радонежского и Иоанна Кронштадтского. Проект его реставрации уже готов; б) Князь-Владимирский монастырь с Троицким и Успенским соборами с селе Филимонки.
Прошу Ваших Святейших молитв, раб Божий, председатель совета МГО ВООПИиК, кандидат исторических наук
Хутарев-Гарнишевский В.В.
Приложение.
Список сносимой исторической застройки комплекса Сретенского монастыря по проекту строительства нового храма.
1. Большая Лубянка, 19 стр. 4, - служебная постройка Сретенского монастыря, 1897 -1899 гг, ценный градоформирующий объект.
2. Большая Лубянка, 19, стр. 5, - жилой дом Сретенского монастыря, 1897-1899 гг, ценный градоформирующий объект, территория памятника.
3. Большая Лубянка, 19, стр. 7, постройка начала XX века.
4. Рождественский бульвар, 18, стр. 2 - доходное владение Сретенского монастыря, 1912 г., ценный градоформирующий элемент.
5. Рождественский бульвар, 18, стр. 3, - доходное владение Сретенского монастыря, 1897-1899 гг, ценный градоформирующий объект.
6. Рождественский бульвар, 16 стр. 5 , доходное владение Ценкер, служебная постройка 1852 - 1882 гг.