ys

о грузинском святом Георгии (Мхеидзе) +1962

Sep 21, 2013 16:14

имя "Георгий" соединяет людей разных народов стремлением к подвигам во имя Христово, а люди с таким именем принадлежа к разным народам, соединяют народы.
имя "Георгий" конечно очень почитается в Грузии. Иногда мне кажется до боли близким когда встречаешь грузина, крещённого в память подвига святости великомученика Георгия. Тем более если человек с этим именем прославил Господа и Православная Церковь хранит его имя как святого, и это имя теперь соединяет христиан разных народов.

Поздравляю всех православных с праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В такой праздник может ускользнуть их внимания что это день памяти и грузинского святого Георгия Мхеидзе. Мой отец офицер, служил в Грузии, разговоры о Грузии меня сопровождали с детства, но вот ни полслова плохого о грузинах (тем более по поводу их отношения к русским солдатам и офицерам) я никогда от отца не слышал, только хорошее (хотя в житии грузинских святых много трагичного в отношениях к исповедникам веры). В Грузии вообще культ воина, а советская армия была гордостью всех советских народов. Армию уважали. А моя мама мне часто рассказывала (причём ещё не будучи верующей), как в юности (наверное где-то в 60х), она говорила о православной вере со старцем (так она его тогда сочла - дедушкой) где-то в горах между Абхазией и Грузией. И видимо что-то её в этой встрече поразило, наверное и то, что сохранились такие старцы, совершенно чуждые советскому безбожию. И слушая о жизни грузинских святых того времени я как-то это связываю с воспоминаниями из детства.



Интересны и официальные биографические сведения (хотя бы то, что брат будущего святого был у Берии первым замом), а детали христианской жизни Георгия Мхеидзе известны в основном по книгам архим.Лазаря Абашидзе (до 1997 он был настоятелем монастыря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви) .
Преподобный, исповедник Иоанн-георгий (Мхеидзе Георгий Мефодиевич, по-грузински იოანე-გიორგი] родился в 1887, в деревне Земо-Крихи Рачинского уезда Кутаисской губ.- скончался в 1962, в монастыре Бетаниа). А происходил он из обедневшей дворянской семьи. Отец, Мефодий Мхеидзе, состоял в народной полиции, участвовал в военных кампаниях Кавказской войны 1817-1864 гг. и был награжден Георгиевским крестом за пленение Шамиля; мать, Дафне Джапаридзе, занималась хозяйством. У И.-Г. было 7 братьев и 3 сестры. Мальчик учился в Челиагельском уч-ще при мон-ре Челиши, затем его воспитанием занимался дядя, Иване Мхеидзе, живший в Тифлисе и устроивший его секретарем к груз. писателю прав. Илии Чавчавадзе. Нек-рое время юноша учился в одном из военных уч-щ С.-Петербурга. Решающее влияние на судьбу Георгия оказала смерть принявшего постриг старшего брата Полиактра; в 1909 г. он вернулся на родину. Прочтя записи брата, Георгий узнал о его напряженной духовной жизни, о видениях святых и Пресв. Богородицы. Под впечатлением от прочитанного Георгий изменился. Родители, обеспокоенные его состоянием, писали в Тифлис старшим сыновьям: «Ваш брат сошел с ума, приезжайте скорее, поговорите с ним». Однако Георгий рассказал, что слышал глас Божий, указавший ему путь отшельника, и жертвует себя Господу. Юноша подвизался в близлежащих горах, жил в пещерах, носил мешковину. Спустя какое-то время он ушел в Мегрелию, где настоятель мон-ря Хирса (Хирсского) митр. Кутаисско-Гаенатский сщмч. Назарий (Лежава) постриг его в монахи. В 1924 г. мон-рь был закрыт, мон. Георгий переселился в Бетаниа. Его братья Петр и Иван, коммунисты (именно брат Петр и занимал пост заместителя 1-го секретаря ЦК КП Грузинской ССР Л. П. Берии).
Братья конечно были против выбора, к-рый сделал мон. Георгий, и всякий раз, когда он навещал родных, издевались над ним: один раз остригли ему полбороды, в другой - заперли в комнате с распутницей. Петр и его жена Нина были расстреляны (Петр - 10 авг. 1937, Нина - 14 февр. 1938); Иван, зная о предстоящем аресте, покончил с собой в 1938 г.

Жизнь прп.Георгия с тех пор описывается вместе с житием другого прославленного во святых схиархимандрита - Иоанна (Василия Майсурадзе).
Иоанн и иером. Георгий долгое время (2-я пол. 20-х - 1-я пол. 50-х гг. XX в.) оставались единственными насельниками Бетаниа. Они жили в сарае, затем выстроили небольшой 2-этажный дом с 4 комнатами. нанимались в деревне на сезонные крестьянские работы, чтобы прокормиться. Впосл. посеяли зерновые, посадили огород, привели в порядок оставшийся после иером. Спиридона сад, завели коров, овец, устроили пасеку. Почти всю тяжелую работу выполнял И.: он пас скот, косил сено, работал на огороде, молол зерно. Иером. Георгий по состоянию здоровья выполнял более легкие работы: доил коров, делал сыр, ухаживал за ульями. В 1936 г. монахи запустили мельницу, И. выкопал канал для воды.

Официально монахи числились как сторожа памятника архитектуры, но фактически Бетаниа на протяжении неск. десятилетий оставалась единственной действующей обителью в Грузии. И. и иером. Георгий соблюдали монастырский устав, совершали богослужения и требы, монастырь посещали туристы и паломники. Во время Великой Отечественной войны, когда в городах был голод, монахи кормили и снабжали продуктами своего натурального хозяйства всех приходящих. Люди звали их ангелами.

Католикос-Патриарх Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960) возвел И. в сан архимандрита, иером. Георгия рукоположил во игумена. В сер. 50-х гг. в беседе с паломниками старец схиигум. прп. Кукша (Величко) назвал их светильниками. О духовной жизни И. и игум. Георгия известно немногое. Знавшие их отмечали, что между ними «была необычная… духовная любовь, они жили необыкновенно дружно, трогательно заботились друг о друге, что редко встречается и среди родных братьев». И. отличался добротой и мягкостью характера, приветливостью, глубокой духовной мудростью, был прост в общении. Мн. традиции, к-рые он установил в монастыре, были принесены им с Афона. Старец любил ухаживать за паломниками, выслушивал всех, угощал во время трапезы, раздавал носки, которые вязал из овечьей шерсти. Имел дар прозорливости. Игум. Георгий был строгим аскетом: спал на доске в неотапливаемой комнате, ночью совершал долгое молитвенное правило. Много читал, знал святоотеческую лит-ру, его усилиями в Бетаниа была собрана хорошая б-ка. Власти отмечали его образованность. Первый секретарь ЦК КП Грузинской ССР К. Н. Чарквиани по его просьбе выделил мон-рю сахар, чтобы спасти монастырскую пасеку в неурожайный год. игум. Георгий был известен своей прозорливостью и даром исцеления; так же как и И., он принял подвиг старчества.

Бетаниа и оба ее насельника неоднократно подвергались нападениям со стороны разбойников, считавших, что старцы прячут в мон-ре ценности и крупные суммы денег. У них несколько раз воровали коров, муку, различную утварь. Однажды разбойники отвели И. за храм и стреляли ему под ноги, требуя золото. В 1954 г. старцы приняли в мон-ре 31-летнего послушника Валентина Пирцхалаву, до этого подвизавшегося в монастыре Теклати. Они постригли его с именем Василий и рукоположили во иерея. Молодой монах вел строгую подвижническую жизнь, много читал, прекрасно проповедовал. Его появление обеспечило обители нек-рую защиту, насельники завели собаку и приобрели ружье. В 1957 г. от сердечного приступа скончался И. По благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III иером. Василий в том же году постриг игум. Георгия в великую схиму. В память об И. он взял имя Иоанн. Считают, что великую схиму, согласно афонской традиции, принял и И.

Иером. Василий скончался в 1960 г., после того как его избили в лесу, когда он возвращался в обитель из Тбилиси. Два года И.-Г. жил в Бетании один, больной и беспомощный. Старец много молился и редко выходил из своей кельи. Его навещали знакомый иером. Гавриил и духовные чада, к-рые приносили ему пищу, стирали одежду, выполняли работы по мон-рю.

У И.-Г. в разную пору его жизни были духовные видения. Один раз, когда он страдал от боли, ему явилась Пресв. Богородица и исцелила его. Др. раз И.-Г. сидел возле храма и был погружен в молитву, когда увидел перед собой св. Феклу, протягивавшую ему гроздь винограда. В 1-ю после кончины И. Пасху И.-Г. на могиле старца приветствовал его пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!» - и почивший старец ответил ему: «Воистину воскресе!» Когда И.-Г. некоторое время после операции жил у брата в Тбилиси, ему явился ангел и сказал, что его место в Бетании. Тогда И.-Г., невзирая на уговоры родственников и тяжелое состояние, ушел в монастырь. В эти же дни иером. Гавриил внезапно почувствовал, что ему необходимо быть в Бетаниа. Когда он вошел к И.-Г., старец сказал: «Слава Богу! Услышала меня Матерь Божия!» Он преподал иером. Гавриилу духовные наставления, дал различные указания относительно монастыря, что удивило иером. Гавриила, поскольку И.-Г. выглядел бодрым. И.-Г. попросил его отслужить литургию. Причастившись, старец скончался. Ему, так же как и И., было 75 лет. И. и И.-Г. похоронены рядом, у вост. стены кафоликона Бетаниа, ц. Рождества Пресв. Богородицы. Бетаниа стала первым в Грузии официально открывшимся в годы советской власти мон-рем (1978). 18-21 авг. 2003 г. на заседании Свящ. Синода ГПЦ И. и И.-Г. были причислены к лику святых. Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) сказал о них: «Это была одна душа в двух телах».

Лит.: Лазарь (Абашидзе), архим. Иверийская Бетания. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.); он же. Бетания - дом бедности. М., 1998. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.) - цитаты по "Православной энциклопедии"

Previous post Next post
Up