ys

Права верующих-прихожан (по Уставу РПЦ)

Jun 01, 2012 22:21

Игровой постинг-опрос с ловушками и подставами.
Правила таковы:
  1. Вы выбираете те пункты опроса, которые соотвествуют правам прихожан РПЦ (что по-Вашему мнению реально отражено в действующем Уставе РПЦ)
  2. можете выбрать несколько пунктов, много пунктов... да хоть все пункты (хотя очевидно, что здесь подвох - будьте внимательны! Что-то придумал я сам в ( Read more... )

номенклатура, Соборность, Предание, Социология

Leave a comment

so_nase June 2 2012, 06:33:47 UTC
я не знаю, к своему стыду, документов и официальных распоряжений относительно прав и и обязанностей прихожан, но почему-то мне казалось, что вопросы материального обеспечения (деньгами и делами) храма, службы и нужд прихожан - это забота прихода (наверное, я так думаю по принципу организации литургии первыми христианами - каждый приносит, что имеет, неимущий приходит только со своей душой и молитвой, остальное ему дадут его соприхожане), а вопросы руководства духовным возрастанием паствы (с помощью исповеди, проповеди, духовного окормления и т.п.) и собственно предстояние пред Господом от лица всех прихожан, свидетельствование и молитва о них.- это забота священника. Т.е. конечно, каждый сам о себе свидетельствует своей верой и делами, но священник, как пастырь, как отец, может и должен в этом помогать. Но для этого нужны постоянные и крепкие приходы, социальные связи между прихожанами, а они есть максимум среди бабушек и матушек, которые прислуживают в храме (например, тут же гасят и вынимают только что поставленную свечу) да бравых ( ... )

Reply

ys June 2 2012, 06:45:50 UTC
Ну конечно "вопросы материального обеспечения... - это забота прихода". Я так и понимаю жертвование на общее дело (а конкретные нужды состоят из более маленьких дел,Ю на которые тоже надо жертвовать).
А когда я продумывал формулировки, то речь шла скорее о том, что кто-то может считать что от этого вопроса он лично может уклониться, прятаться за спинами "колхоза" (в общей кружке наша доля психологически воспринимается растворённой что ли)), а кто-то может считать, что это прямо-таки его ЛИЧНОЕ ДЕЛО (как личности по отношению к конкретным личностям священников например)

Reply

so_nase June 2 2012, 07:42:34 UTC
да то-то и оно, что непонятно кем это решается как участвовать в жизни прихода: каждый, видимо, сам за себя решает - пилить при всех матушку (жену священника) или быстренько линять из храма ещё до благодарственных молитв. Проблема в том, что далеко не всегда просто можно выйти из однажды избранной ниши, большинство так и будет до конца жизни кидать мелочь в настойчиво подставленную кружку - дальше не пустят, даже если желание выйти из-за спины "колхоза" возникнет.

Reply

ys June 2 2012, 07:58:18 UTC
да, то, что в устройстве Церкви заложена многовековая мудрость и адекватность уровню социальности, это у меня сомнений не вызывает.

А вот то право личных реакций, о которых Вы говорите - это для меня неоднозначно.
То есть зарываться я могу, но когда вижу лампасы с нагайками, то реальность притягивает к себе своей загадоШностью неимоверно...

Reply

ys June 2 2012, 06:50:01 UTC
да, в том-то и дело, что нужны "постоянные и крепкие приходы, социальные связи между прихожанами", а иногда воспринимается приходская жизнь таким образом, что эти вопросы коммуникаций, социальности не просто теряются, но кажутся чем-то неправославным - ты вроде как вместо храма в клуб приходишь, если честно признаёшь, что по потребностям твоей души тебе, как и другим, общение и социализация необходимы.
Лично я считаю, что по смирению признать что нам эта клубная жизнь иногда необходима - не постыдно, а просто честно.

Reply

so_nase June 2 2012, 07:01:03 UTC
оно-то, конечно честно, да и не буду скрывать - хочется иногда поучаствовать в жизни родного прихода (ну хотя бы стенгазету в воскресную школу нарисовать, что-ли), но пока у меня чаще складывается впечатление, что приход - это тесный круг особо приближённых к настоятелю или самому популярному батюшке на приходе и вклиниться в него невозможно, а если ты и можешь куда-то втиснуться, то скорее в автобус в паломническую поездку в Зеленоград, на которую не смогли собрать денег со своих, и оказаться среди незнакомых людей. в общем, есть у меня какое-то ощущение недоверия и отчуждённости между людьми в храме, может, по-этому так сладостно отрадны становятся редкие улыбки незнакомых людей в храме, вместо протокольных поклонов и плотно сжатых губ, может по-этому молитва не всегда получается соборной (наверное, один из редких случаев возникновения чувства соборности молитвы со мной произошёл, когда я ходила на молебен к ХХС этой весной). И даже священнику далеко не всегда удаётся это исправить.

Reply

ys June 2 2012, 07:14:32 UTC
...так в автобусе не только могут быть люди незнакомые, но сам формат паломнической поездки может по сути проявлять коммерческую линию - кроме целующихся напоказ знакомых между собой бабулек, остальные стараются держать молитвенный имидж, а всё это по-моему далеко от естественного развития социальности).

...да, в том и дело, что даже финансово поднять такой автобус личным усилием невозможно. Скажу Вам, что в 90х на радио "Радонеж" огромный вес был у рекламы так сказать "паломнической службы" (называлась "Радонеж" и рекламировала не только поездки по округе, но и на Святую землю)

Reply

so_nase June 2 2012, 07:34:30 UTC
вообще-то, формат этих паломнических поездок и мог бы быть таким, чтобы сформировать и укрепить новые связи внутри прихода, но когда видишь, что поездка назначена на среду, на 7 утра и за два дня до зарплаты, то понимаешь, что тебя там совсем не ждали)))

Reply

ys June 2 2012, 07:40:47 UTC
ну вот на радио "Радонеж" рекламировались разные типы поездок - можно было и целым приходом договориться, и с улицы придти (автобусы например в Дивеево ещё лет 20 назад старались наладить системно). У меня было ощущение коммерческого мероприятия, однако продумана ли была конкретная социальная цель - судить не могу, но лично мне очевидно что при таком хозяйстве главное выжить, а дело ведётся стихийно.

...думаю что права мирян в коммерческой системе будут потерены (заменены правами потребителей).

Reply

so_nase June 2 2012, 08:37:47 UTC
если мирянин уже и сейчас приходит в храм как потребитель, а храмовый причет шпыняет его мокрой шваброй, то права уже все давно потеряны - и коммерческие, и духовные, и уставные и какие угодно. разговор на равных в таких случаях бессилен и невозможен, только окрик сверху может остановить служительниц, хихикающих у иконы праздника спиной к открытому алтарю на Светлой Седмице (я это не выдумываю). Но, думаю, даже если Лик Христа Пантократора из купола им что-нибудь скажет, они и Его зашикают на автомате)))

Отношение прихода к храму как к своему дому нормально, но вот с гостеприимством пока туго, решение квартирного вопроса пока не учитывает заповедь странноприимничества, пусть даже и духовного.

Reply

ys June 2 2012, 08:42:10 UTC
да, спасибо, " заповедь странноприимничества" это хорошая модель. Я тоже вижу все эти явления и тоже не уверен, что моё понимание не является следствием опьянения и вообще запойности консьюмеристской социальностью.

...но очень сомневаюсь, что и иерей, и настоятель вообще хоть что-то может этому противопоставить. Только попугать может. А ресурсов влияния на всё это у него нет.

Reply

so_nase June 2 2012, 08:50:16 UTC
почему же нету? есть - проповедь, исповедь, духовное окормление, всё то, для чего его приглашают на приход. Хотя, конечно, в некоторых приходах могут и жалобу епископу накатать на священника, который откажется сесть в мерседес, поданный сердобольными прихожанами к боковому выходу из храма сразу после Причастия))) как же так - впал в гордость, не принимает милосердия простых мирян, а ведь кормится от нашего алтаря)))

Reply

ys June 2 2012, 08:54:25 UTC
да, исповедь и покаяние это круто. Но только на исповеди эта бабулька (серый кардинал прихода) скажет "Ох, грешна кругом, кругом виноватая я". А потом скажет "Спаси, Господи".

Они всё используют как боевую стойку, обороняющую от меча Спасителя.

Reply

ys June 2 2012, 07:14:46 UTC
насчёт стенгазеты - вполне понятно что блог может играть эту роль (если он не ведётся в формате туалетных графитти)

Reply

so_nase June 2 2012, 07:37:24 UTC
блог всё-таки, скорее дневник, чем газета, хоть и с комментариями. тут больше коммьюнити нужно, но и коммьюнити те, которые я видела, ведутся двумя-тремя "особо приближёнными" блоггерами и комментируются в стиле "Спаси Господи".

Reply

ys June 2 2012, 08:05:48 UTC
...ну Вы привели пример неудачных коммьюнити (по-моему обычно это связано с произволом модераторов).

Вы помните да, как батюшка http://p-m-makarios.livejournal.com/ пояснял, что это всё же не дневник? Я с ним согласен - независимо от нашего понимания ситуации, в структуре ЖЖ заложена структура коммьюнити (в фейсбуке и в вК я этой потенциальной предопределённости не вижу) то есть ЖУРНАЛА.
Думаю что всё предопределяет доверие к хозяину блога - есть ли вера что он будет гостеприимен и корректен и можешь ли ты хоть чуть-чуть свободу проявить (а может даже он поведётся и разрешит качать права когда гость объясняет хозяину насколько неверно и неразумно устроен этот блог?)...

Reply


Leave a comment

Up