voencomuezd разместил сегодня воспоминания В. К. Федорова "Приезд Ленина"
http://voencomuezd.livejournal.com/630140.html. Данные воспоминания являются выдумкой, так как В. К. Федоров на самом деле не являлся водителем броневика, на котором В. И. Ленин с Финляндского вокзала прибыл в особняк Кшесинской.
В 50-е годы, когда началась массовая публикация мемуаров о В.И.Ленине, в местной, а порой и в центральной печати публиковались иногда, вследствие некритического отношения редакций к издаваемому мемуарному материалу, малосодержательные и даже неправдоподобные воспоминания. Так, например, "воспоминания" человека, выдававшего себя на протяжении многих лет за водителя броневика, на котором В.И.Ленин прибыл с Финляндского вокзала в особняк Кшесинской, В.К.Федорова, после их опубликования в сборнике воспоминаний петроградских рабочих "Ленин - вождь Октября", были перепечатаны в шести республиканских, краевых и областных газетах(1).
Одним из наиболее противоречивых моментов в описании встречи В.И.Ленина является участие в этом событии отряда броневиков, один из которых стал знаменитой ленинской трибуной.
Вопрос о том, ехал ли Ленин в броневике или находился на его "верхней плоской плите", является для многих мемуаристов камнем преткновения. Почти все участники встречи, как бы вскользь упоминают, что "Ленин на броневике ехал до самого штаба партии", лишь немногие выражаются более конкретно. Так начальник Красной гвардии Гаванского подрайона Васильевского острова С.В.Ермаков пишет: "Весь путь от Финляндского вокзала до особняка Кшесинской Ленин стоял на броневике. Нельзя, по-моему и предположить, чтобы В.И.Ленин спрягался от народа в броневик"(2). Другой участник встречи Ленина на Финляндском вокзале солдат Кеймсгольского полка Г.А.Синилов вспоминал: "За броневиком шла грузовая машина, в которой были матросы Гвардейского флотского экипажа, вооруженные винтовками, оцепление броневика из рабочих и руководителей ПК РСДРП во главе с Подвойским Н.И. и другими. Мы следовали недалеко от броневика, в плотной массе людей и лишь на некоторых остановках был слышен голос В.И.Ленина, кратко приветствовавшего встречавших его. На поворотах, даже через Сампсоньевский мост, который хорошо освещался, ни я, ни мои два товарища не видели на броневике Ленина. Кроме этого, тот путь, которым следовал броневик, имел сплошную булыжную одежду улиц и переулков, много рытвин и ухабов"(3).
Не разъясняют вопрос и воспоминания солдат и рабочих автобронемастерских, чьими стараниями машины были подготовлены к выходу на привокзальную площадь. Ввиду того, что воспоминания были написаны спустя десятилетия, мы, к сожалению, должны констатировать, что очень многое стерлось в памяти этих людей. Так, например, М.С.Огоньян. водитель броневика, на котором ехал Ленин в штаб партии, отрицает, что в его броневике была команда (башенные стрелки), в то же время И.М.Лещенков утверждает обратное (сам он был в составе команды второго броневика) и даже называет фамилии пулеметчиков: "Лукин и Евсеев". М.К.Евсеев пишет о том, что он "был в команде броневика, на котором ехал Ленин", но по его словам, выходит, что Владимир Ильич весь путь от Финляндского вокзала до особняка Кшесинской находился на "верхней плоской плите броневика"(4). Сам же водитель ленинского броневика М.С.Огоньян настаивает, и мы склонны ему верить, что весь путь Ленин находился внутри броневика и сидел рядом с ним, но он, "к сожалению, не помнит о чем он говорил с Лениным".
Из переписки директора Музея Октябрьской революции Л.А.Дубинина видно, какой размах по всем этим вопросам, принял спор между бывшими сослуживцами в 1967 году. Дело дошло до взаимных обвинений и угроз, бывшие "броневики" разбились на два враждующих лагеря. Но именно солдаты бронемастерских в 1961 году разоблачили самозванного водителя броневика, в котором ехал Ленин, В.К.Федорова, и именно их стараниями при участии директора Музея Октябрьской революции был разыскан в 1965 г. подлинный водитель М.С.Огоньян. Два года спустя, в 1967 году, группа бывших солдат, участников встречи Ленина, выдвинули предложение: "восстановить историческую правду и по воспоминаниям Елина назвать водителем броневика Косенкова"(5). М. С. Огоньян в письме к Л. А. Дубинину предлагал: "чтобы прекратить споры принять вариант В. П. Виноградова", по которому Ленин доехал на башне броневика до Сампсоньевского проспекта, а затем перешел вовнутрь броневика(6). Как явствует из переписки Л. А. Дубинина. в конце концов, чтобы прекратить дальнейшие споры, в эту историю был вынужден вмешиваться Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС(7).
1. Ленин - вождь Октября. Воспоминания петроградских рабочих. Л., 1956, с. 37-40; Арктическая звезда, Мурманск, 1956, 22 апреля; Калининский комсомолец, Калинин, 1956, 22 апреля; Восточно-Сибирская правда, Иркутск, 1957, 16 апреля; Призыв, Владивосток, 1957, 22 апреля; Удмуртская правда, 1957, 16 апреля; Хорезмская правда, 1957, 16 апреля.
2. ГМВОСР, ф.6, д. Ермакова С.В., л.14.
3. Там же. д. И.М. Колпакова. Как отмечал а своих воспоминаниях И.М.Лещенков, "у броневика отсутствовали амортизаторы, рессоры были жесткие, в шинах камеры были наполнены гусматиком, а мостовая была покрыта крупным булыжником и неровная, что создавало боковую раскачку машины" ГМВОСР. ф.6. д. И.М.Лещенкова. л.8
4. ГМВОСР, дела Елина Г. В.. Евсеева М. К., Лещенкова И. М., Косенкова С. А., Огоньяна М. С. Литературно обработанные воспоминания М. С. Огоньяна были опубликованы в "Правде" 1 февраля 1966 г. и 3 апреля 1967 г.; в "Советской России" 8 апреля 1966 г и 29 января 1967 г.; "Ленинградской правде" 30 января 1966 г., но в этих "воспоминаниях" имеется уже "разговор" Ленина с М. С. Огоньяном.
5. ГМВОСР, д. С. А. Косенкова; в 1924 году "Вестник Северо-Кавказского им. С. Д. Маркова Округа путей сообщения" - Ростов н/Д, № 10, с. 15-16 были опубликованы воспоминания С. Косенкова. - Воспоминания о Владимире Ильиче тов. Ленине. Но в этих воспоминаниях С. Косенков (возможно однофамилец) не упоминает о своем участии в выводе броневиков на площадь.
6. ГМВОСР, д. М. С. Огоньяна, л. 18
7. Там же, л. 27
Источник: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ткачева Александра Владимировича "Мемуары как источник о жизни и деятельности В. И. Ленина в период возвращения из эмиграции (март-апрель 1917 года)". Ленинград. 1984 г.