Итак, завершающая часть рассказа об итальянском путешествии. У этой истории было
начало,
первое продолжение и
второе продолжение.
Казамарчано-Нола
На последней песне программы начало капать с неба.
- Дождь специально ждал, - сказал тогда Рафаэль.
Под дождём я покидала фестиваль, а чтобы дождаться, когда Феличе приедет и меня заберёт, забралась под тент. Там ужинала группа итальянцев. Они меня угостили чем-то там, спрашивали, откуда я. чем занимаюсь, чего приехала, где остановилась… Но когда общие вопросы закончились, перешли к общению внутри своего кружка.
И вот Феличе таки приехал. Расскажу о нём. Феличе - бородатый парень младше 30. Он сдаёт комнаты в своей квартире и, как я раньше упоминала, по-английски он практически не говорит. Над моими долгими построениями фраз на итальянском он очень смеялся. «А ты попробуй поговорить по-русски - я на тебя посмотрю!» - не выдержала я. На это он ответил: «Piano! Piano!». В смысле, «Тихо! Тихо!» и рукой так вниз-вниз.
Очень меня в нём смущало поведение. Например, он мог настолько тихо сидеть в холле на диване, что казалось, будто никого нет (я даже пугалась). Или ходил и разговаривал сам с собой. А когда мы ехали в Казамарчано, он заявил, что в России пока не был, потому что «там за всеми следят». Я попыталась объяснить, что это стереотипы.
Ну, так вот, мы вернулись в Нолу. Я, конечно, под сильнейшим впечатлением, захотелось побыть с этой эмоций наедине. И я пошла в комнату, пыталась переключиться - тщетно. Потом вышла к нему. Ну, думаю, покажу чё-нить про Владимир, про Россию…
- Как же я хочу чаю! У вас в Италии только кофе пьют, а я люблю чай, - говорю.
- Я тоже люблю чай, - отвечает Феличе. - Хочешь, схожу куплю?
На дворе была ночь. И он пошёл, а спустя минут 10 вернулся с пустыми руками. Объяснил, что не было чая. А потом откуда-то достал баночку этого холодного напитка… Интересно, он в курсе, как выглядит настоящий чай?..
Ну и вот, смотрели мы то да это… И вдруг он говорит: «Слушай, мы так устали. Давай в кровати посмотрим!»
Я думала, что ослышалась. Что неправильно поняла. Но когда он вошёл в мою комнату с двуспальной кроватью, поняла, что поняла. Эммммммм…
- Ой, знаешь, чёт я так спать хочу… Давай завтра!
У Феличе лицо, полное облома.
Оставшись одна, заперла дверь на ключ.
Конечно, уснуть я не могла. Такая эйфория! Долго-долго я слушала, как каждые полчаса отбивают время старинные городские часы, слушала, как разговаривают прохожие, идущие по узкой улочке под балконом. Совершенно волшебная ночь.
Утром я проснулась раньше хозяина. Еды в его квартире не было совсем, несмотря на то, что формат предполагает наличие завтрака. Со вчерашнего похода в бар за пиццеттой остался какой-то кекс, который я и потребляла. Когда из своей комнаты вышел взлохмаченный и сонный Феличе, оказалось, что спал он в той же одежде, что и ходил весь день до этого. А может, и не один день, я не знаю. И первым делом Феличе принялся делать что? Извиняться за отсутствие завтрака? Нееет. Первым делом он принялся массировать мою шею. Но, в общем, мне повезло, что было уже пора идти. Так что я отделалась магнитиком из Владимира - и фьють!
Нола-Неаполь-Искья
Нола - очень милый городок. Эти вымощенные дороги, эта центральная улица с магазинами, где прогуливаются местные жители. Этот собор, около которого собирались гости - явно здесь этим утром готовились к венчанию. Эти дедули, которые следят за теми, кто проходит мимо. Ну, только что «Наркоман!» вслед не кричат.
Мужчины кричат вслед «Bella!» (красавица, то есть), но это они всем женщинам кричат - натура такая. И даже на станции какой-то двухлетний мальчик, сидя у отца на руках, показывает пальцем и говорит: «Bella!». А ещё они, неаполитанцы, особенно мужчины, реально постоянно жестикулируют. Даже если собеседник не видит рук. Но уж если руками размахивают прямо перед лицом - это уже очень серьёзная перепалка.
А ещё свистят поют. И, опять же, это очень ярко заметно у мужчин. Стою я на эскалаторе в метро, рядом со мной мужчина - и вдруг начинает свистеть. Плыла на Искью на кораблике, так там итальянские «Ультрас» всю дорогу хором распевали песни. И ведь хорошо поют! И очень громко.
В порту со мной приключилась неприятность. Я торопилась и забыла свой планшет около кассы. Обнаружила это уже в Тирренском море, на пароме. Подбежала к администратору, как-то мы друг друга поняли, она позвонила в порт, и через минут сорок полицейские отозвались и сказали, что всё хорошо, планшет у них - можно забирать.
Но следующие 2 дня я провела на острове без гаджета.
Искья
После возвращения я даже сходила на пляж и поплескалась в тамошней прекрасной (чистой, тёплой) воде. Но уже к вечеру здоровье стало пошаливать. Хотя я успела спеть итальянцам в хостеле несколько песен - народных и широко известных, русских и украинских. Итальянка среднего возраста подпевала, когда я исполняла «Катюшу».
Так вот о постояльцах хостела.
Дом Лоренцо собрал людей с самых разных концов света. В основном, люди творческие. Были, например, две красивые аргентинки - одна художница, другая музыкантка. Был музыкант из Нолы (о нём я рассказывала в прошлой серии), который приехал на Искью зарабатывать исполнением тарантеллы на гитаре, поэтому уходил каждый вечер.
А ещё была щупленькая австралийка, которая, по словам обитавшей в хостеле киевлянки, привезла с собой чемодан размером со шкаф. Была американка, воскликнувшая «Вау!», когда узнала, что я из России. Была англичанка, которая рассказывала, что в редкие дни, когда в её британском городке солнце, это самое красивое место на земле, а я учила её щёлкать семечки (киевлянка предусмотрительно привезла с собой). Был американец, который изучал в университете русский язык, потому что пары у французской группы начинались раньше, а он любит поспать. Мы с киевлянкой объясняли ему, что не стоит спрашивать у русскоязычных, как дела, потому что они реально расскажут о своей жизни. Американец очень удивлялся. А ещё мы с ним дуэтом пели песню «Если у вас нету тёти», и он хотел это записать на видео, чтобы отправить своему профессору, который родом из Петербурга.
А был ещё Лука (с ударением на первый слог) - йог-аюрвед из Неаполя, немного манерный. Я ему рассказывала о культурных связях Италии и России, об итальянских архитекторах, которые проектировали церкви и фактически создали облик Петербурга, рассказывала про Карла Брюллова, про Чайковского, про любовь к итальянской музыке… Для Луки это всё это было открытием. Зато он мне рассказал, что итальянцы завидовали советскому строю, а на севере страны до сих пор, когда что-то идёт не так, говорят: «Надо, чтобы пришёл усатый!». Угадайте, о ком это они? Ну, в общем, мы сошлись на том, что люди странные существа, и снова почитают Сталина и Муссолини. И даже возникают сомнения, а действительно ли homo - sapiens.
А итальянка (та, что мне подпевала) как-то вечером спросила: «Ты здесь, в Италии, чувствуешь себя свободнее, чем в России?» Честно сказать, вопрос был очень для меня неожиданный. А учитывая, что итальянка не говорила по-английски, я как-то, используя знакомую мне лексику, пыталась объяснить, что чувствую себя ровно так же, а стереотипы - далеко не всегда правда. Не знаю, поверила ли она мне.
Неаполь
День в Неаполе начался с поиска полиции в порту - чтобы забрать планшет. Спросила у местной уборщицы, где отделение. Я не знаю, то ли я так плохо объясняю, то ли это национальная черта - из простого вопроса рождать целое драматическое действо. Она спросила и что случилось, и где я забыла, и отвела меня к кассе, где я ничего не понимающей и напуганной девушке пересказала, что забыла тут компьютер, и он в полиции, я хочу его забрать… Шуму было! Потом пришёл полицейский, спросил: «Ирина?» - и мы пошли к окошку полиции.
Бородатый полицеёский средних лет протянул мне планшет, качая головой и приговаривая: «Ирина-Ирина…» Но самый треш начался, когда они попросили документы - меня надо было записать в журнал выдачи найденных вещей. Сначала полицейский, заполнявший журнал, вытаращил глаза, отдал бородатому мой загранник. Бородатый тоже вытаращил глаза и стал громко созывать всех местных работников посмотреть на мою фамилию. Все, конечно, подбежали, и стали обсуждать, что за диво дивное, и посмеиваться. Тот, что заполнял журнал, вообще рукой махнул, потому что так и не понял этого набора букв.
По Неаполю до хостела я таки проехалась на такси. Улицы там узкие, максимум - две полосы. Постоянные заторы. Все сигналят. Дома крепкие, но облупившиеся. В общем, атмосфера своеобразная.
Из хостела я отправилась в исторический центр пешочком. И старый Неаполь меня очень впечатлил. Такой харизматичный! Он будто показывает фигу другим крупным итальянским городам. Недаром местные говорят, что они не итальянцы, они - неаполитанцы. Всё этим пропитано. Узенькие мощёные улочки, окружённые огромными домами, огромными храмами, огромными дворцами. И если встречаешь какую-нибудь стелу, то она тоже огромная, монументальная. В этих закоулках - много-много людей. И лавчонки, лавчонки… Очень мне понравился исторический центр Неаполя.
Я зашла в пиццерию, которую посоветовали в хостеле. Во-первых, не съесть в Неаполе настоящей пиццы - это грех. Во-вторых, это было мамино 54-летие, и я таким образом решила отметить. Заказала я, значит, пиццу, а когда мне её принесли, у меня в прямом смысле челюсть отвисла: я-то привыкла к нашим размерам, а тут огроменное блюдо человек на 6. Как я ни старалась, всю не осилила - забрала с собой в коробке. И правда, очень вкусно. И совсем не так, как у нас делают. Тесто настолько тонюсенькое, что практически можно смотреть на просвет. Начинки немного, но самое оно для такой толщины теста.
А потом я по вечернему и дождливому Неаполю шла до хостела. И нет, не встретила воришек и прочих криминальных элементов (хотя немного жутковато было). Нужный адрес нашла с трудом, думала, потерялась. Но, в общем, всё благополучно.
В хостеле, пока мучила предотъездная бессонница, смотрела анимационный фильм «Порко Россо» (всё-таки, там в Италии действие происходит), загрустила. А потом наблюдала в зюзю пьяных немок - уже когда собиралась на самолёт.
На кухне встретила дежурного администратора - индуса. Он меня что-то про Путина спрашивал, а я что-то отвечала… В целом - они все думают, что мы живём хуже, чем есть на самом деле. Досадно даже как-то.
А, вот ещё деталь про Неаполь. В городе висела реклама шоу «Маша и Медведь» с надписью «Наконец-то!». Наконец-то что-то отечественное завоевало зарубежного зрителя!
Неаполь-Мюнхен-Москва-Владимир
Возвращение домой было сопряжено с температурой, ознобом, кашлем… Так что ничего особо интересного. А вот что огорчило: наши в самолёте из Мюнхена. Это какое-то сочетание хамства (в смысле, «есть только я, а остальные обойдутся») и любви влезать в чужое личное пространство (и это тоже про хамство). Самолёт был заполен на 2/3, вокруг меня было много свободных мест, но на полке для ручной клади всё было забито до отказа - чемоданами, сумочками, куртками. Так что моему рюкзаку места не хватило.
Дама, которая сидела в ряду передо мной в полёте повернулась и сказала: «Кашляйте, пожалуйста, в шарфик» (что я и так делала). Потом она мне рассказала обо всех мучающих её нынче болезнях и о том, что она не хочет заболеть ещё больше, а то она «и так на антибиотиках». Судя по тому, что моей старушке-соседке, открыто на всех кашляющей, эта дама ничего не сказала, это была акция воспитательного характера. Как я поняла, дамочка замужем за канадцем и живёт у него, и в полёте она и его третировала, и почувствовала свободу хамить по-русски. Отдыхала душой, в общем.
Сидевшая рядом бабуля разговорилась с дамой, сидевшей через проход - вспоминала про Москву 70-х, рассказывала истории из жизни. Аки в поезде- всё про себя рассказала. Для меня в том состоянии всё это было сущим адом.
И в Домодедово охранники были толстые и некрасивые. И в поезде дядька права качал.. Да ё-моё! Здравствуй, Родина!
Не подумайте, что я считаю, что Европа - ого-го, а Россия - фи. Нет, дом есть дом, и реально здесь есть то, что лучше, чем в Италии. Например, тут есть чай :) Но какие-то такие вещи прям в глаза бросаются.
И, наконец, дома - там, где ждут любимые кошки, 20 сортов чая, удобная постель и всё по-русски. Дом, милый дом…