Каарлахти-Коверила-Каукола/Kaarlahti-Koverila-Kaukola

May 12, 2012 11:29

https://yrjonpoika.livejournal.com/33897.html
Из цикла "Из Карелии с любовью" ("Karjalasta rakkaudella")

Среди множества поселений, рассыпанных по Ближней Финляндии (Lähi-Suomi), особливо часто мне доводилось бывать в нескольких. Это Териоки (Terijoki), то бишь Зеленогорск, Выборг (Viipuri), Кексгольм (Käkisalmi), он же Приозёрск, Лахденпохья (Lahdenpohja) и, разумеется, Сердоболь (Sortavala). Между прочим, именно из последнего славного городка и отсылаю сей пост.:). Но сейчас не о Сортавале…
Несколько особнячком в этом ряду находится волость Каукола (Kaukola).
Её обычно считают частью Карельского перешейка (Karjalan kannas). Не исключая известного «пудневодителя» («loh-opas») Маркуса Лехтипуу (Markus Lehtipuu). На том только основании, что бывшая Каукольская церковная община находится на территории 47 региона.
Однако, топо-, точнее, гидрографически это не совсем так. Точнее, совсем не так.:)
Ведь северная граница Перешейка проходит по Узерьве (Uusijärvi), кексгольмской части Вуоксы.
А коли так, то и каукольские земли следует относить к Ладожской Карелии (Laatokan Karjala).

Знакомство же с этими землями начинается в Кузнечном, а по-фински, Каарлахти (Kaarlahti). Собственно говоря, так раньше именовался самый северный лиман Вуоксы. «Дуговая бухта». Очень точное название!
После сооружения железнодорожной линии Петроград-Хийтола (Pietari-Hiitola) озёрное имя перешло на станцию и на пристанционную деревушку (asemakylä).

Советская власть, вторично и надолго осевшая в Ляхи-Суоми (Bližnäjä  Finländijä), пришла к решению о тотальном переименовании всех финноязычных географических объектов.
Правда, задуманная и почти полностью осуществлённая смена вывесок не коснулась ни Ингрии, ни бывших земель Суоми, оставшихся в составе Карело-Финской ССР. Не считая Куликова, бывшего Хийтольского кирхшпиля. Ирония судьбы…
Так, одним махом пера, точнее, стуком клавиши печатной машинки, Каарлахти стал именоваться по-новому. Посёлок Кузнечное. Видимо, в честь доблестных строителей светлого коммунистического завтра на ниве перековки тяглового колхозного скота.:)
Начало разработки граничного карьера потребовало строительства жилья для рабочих. Так возникло Ровное. Туда и переместился административный и экономический центр:


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/31454/264818
Интересно вот что. После очередной эпохальной (других у нас отродясь не бывало) реформы местного самоуправления, местным властям удалось выйти из-под опеки Приозёрского района и образовать самостоятельный муниципалитет.
Однако, переход к европеизированной поселенческой системе организации низшего властного звена вернул Кузнечное в состав района. Правда, в качестве особого Кузнеченского сельского поселения. Если взглянуть на карту, то по сравнению с соседним Севастьяновским СП первое смотрится почти что карликом. Такова цена политического компромисса.:)

С достопамятностями в Каарлахти (я буду всё же придерживаться исторического наименования) не густо. Прямо скажем.

Пристанционный посёлок производит довольно тягостное впечатление, даже в пригожий летний денёк. Силикатные двухэтажки да гнилые сараи.:(
Первоначальный деревянный вокзал сгинул в огне Зимней войны (Talvisota). Небольшой он был, но зато симпатичный. Очень даже:


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/14260/155773
Сохранился лишь кусочек мощёной платформы и пандус:


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/14260/274807
А ещё весса, говоря по-русски, нужник. Загаженный до невозможности. Авгиевы конюшни в миниатюре.:)


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/14260/278894
Впрочем, в Кексгольме вокзальный сортир по весне открыли. Глядишь, у тружеников чугунки и до Каарлахти руки доберутся.
Нынешняя «станцион-комната» (asemahuone) -- это плод работы военных строителей периода Продолженной войны (Jatkosodan aikana). Естественно, не советских, а финских. Здание типовое, «сестрицы» имеются в Пюхяярви (Pyhäjärvi), ныне Отрадном, а также в Элисенвааре (Elisenvaara) и Ляскеле (Läskelä). «Скандинавский железнодорожный минимализм» -- так я бы охарактеризовал подобное зодчество:


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/14260/269658
Вынужден напомнить, что сюда приходят электрички с Финбана, включая "Кузнечик" (я для себя так именую питерский экспресс):


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/27653/273054
А также пригородные поезда ("подкидыши") на тепловозной тяге из Сортавалы.

Ровное (Rovnoje) красотами тоже не блещет.
Главный здешний объект - памятник каменотёсу:


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/31454/280833
С кого такого лепили, я не в курсе. Не с легендарного Ильмаринена (Ilmarinen) точно.:)
Среди типовой застройки выделяется три «немецких» дома. Коли не ошибаюсь, сей комплекс сразу после сооружения местное население обозвало «Америкой» (Amerikka):


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/3506/280306
Нет, разработки заокеанских инженеров здесь совершенно ни при чём. Просто домишки сии поражали относительным комфортом, непривычным для советского человека из глубинки. На фоне «деревяшек» это действительно был вип-класс.

И всё же своя архкрасота в Каарлахти имеется.
Я имею в виду Церковь Георгия Победоносца. Поставлена оная донельзя удачно, чётко посередине между Ровным и станцией «Кузнечное». Храм водружён на гранитной скале, с западной стороны очерченной озером. Если повезёт, церкву можно увидать даже с подъёма шоссе в сторону Коверилы/Богатырей. Но только в отсутствие листвы на деревьях.
Церковь каменная, поставлена основательно и надолго.
Единственный её недостаток состоит в смешении стилей. Основной объём храма и барабан стилизованы под северо-русское каменное зодчество, а вот купол -- очевидная отсылка к Понизовью. Владимиро-Суздальская традиция, на мой взгляд, здесь не к месту.
Это Вам не Ростов Великий и не Галич Мерьский:


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/3506/276657
http://regionavtica.ru/gallery/details.php?image_id=4016


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/3506/281345


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/3506/280830


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/3506/281656

От станции уходит дорога в Горку, в бывший приходской центр:


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/3506/269195

JK. Окрестности, фантазия:


http://yrjonpoika.livejournal.com/pics/catalog/18187/264622

JK. Продолжение цикла:
https://yrjonpoika.livejournal.com/34485.html

JJK. Окончание следует...
http://yrjonpoika.livejournal.com/34654.html

Käkisalmen_kihlakunta, karjalan-kannas, Приозёрский_район, kaarlahti, Каарлахти, Севастьяново, kaukola, koverila, laatokan_karjala, Ровное, Карельский_перешеек, Каукола, Богатыри, Кузнечное, Ладожская_Карелия

Previous post Next post
Up