Цветотональная система - духовное лекарство

Jul 27, 2018 13:13

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - знакомая считалочка?

Теперь давайте вспомним, о чем она. Ну, конечно же, о названиях семи цветов радуги. Раскрасить радугу просто: бери нужный цвет и рисуй. Главное - запомнить последовательность. А можно ли раскрасить музыкальные звуки и, если да, то - чем и как? Что такое музыкальная краска? Какие цвета могут соответствовать тому или иному звуку? И есть ли вообще подобное соответствие?

Для начала хочется сказать, что музыкальная краска - это не отдельные звуки, а целая последовательность звуков, проще говоря - гамма. Она образует собой лад, мажор или минор, и тональность. Даже само слово «тональность» происходит от слова «тон». В музыке это звук, а в живописи - цвет.

Одним из музыкантов, который мечтал установить такую «звуко-цветовую» связь был композитор Александр Николаевич Скрябин. Он обладал цветотональным слухом, то есть воспринимал тональности в определенном цвете.

До-мажор - красным, соль-мажор - оранжево-розовым, ре-мажор - желтым, ля-мажор - зеленым, ми-мажор и си мажор для него были приблизительно одного сине-белесоватого цвета, а фа-диез-мажор - ярко синий, до-диез мажор - фиолетовый, ля-бемоль мажор - пурпурно-фиолетовым, ми-бемоль мажор и си-бемоль мажор - оба стальные с металлическим блеском, фа-мажор - темно красный.

Любопытно, что первые из названных тональностей точно повторяют цвета радуги, а остальные являются их производными. Кроме того, композитор делил тональности на «духовные»: фа-диез мажор и «земные», «материальные»: до-мажор, фа-мажор. Соответственно характеризовались им и цвета: красный - «цвет ада», синий и фиолетовый - цвета «разума», «духовные» цвета.


На основе подобного цветовосприятия, А.Н. Скрябин объединял в своих музыкальных сочинениях нотную и цветовую партитуры. Например, в 1910 году, он создает первую в музыкальном искусстве световую партитуру в симфонической поэме «Прометей». Наряду с инструментальными партиями оркестра, он выписывает отдельно партию цвета -Luce. Она отражает не только смены тональных комплексов в крупных частях поэмы, но и различные тональные перемещения вокруг одного устоя в эпизодах формы.

Скрябин был уверен, что все люди воспринимают тональности также как он и окрашивают их в те же цвета, что и он. И был крайне удивлен, когда выяснилось, что это не так. Александр Николаевич был не единственным композитором, обладавшим подобным «цветным слухом».

Кроме него таким же качеством слуха обладали Берлиоз, Лист, Вагнер, Римский-Корсаков. И все они по-разному соотносили цвет и звук. Например, Римский - Корсаков совсем по другому «слышал» цвета тональностей: до-мажор для него был белый, соль-мажор - коричневым, а вот синими цветами он «видел» ми-мажор (сапфировый, блестящий) и ми-бемоль мажор (темный, сумрачный, серо-синеватый).
https://jamschool.ru/

Композитор Скрябин полагал, что существует связь между аккордами тональностей и цветами спектра. Он обладал цветным слухом и ощущал цветовую окраску тональных аккордов.  Интуитивный выбор цвета и тональных аккордов, проведенный у 800 человек (пациентов и слушателей), позволил обнаружить феномен цветотонального восприятия.

Интуитивному предпочтению определенного цвета соответствует интуитивный выбор определенного тонального аккорда.

Очевидно, и цвет и аккорд имеют общую эмоциональную окраску, близкую человеку, их выбравшему.
Изучение интуитивного выбора цвета и тональности послужило основанием системы интуитивного цветомузыкального восприятия. Ее основой стала идея ЛЮШЕРА об эмоциональном содержании цветовыбора, идея СКРЯБИНА о связи цвета и тональности, и прежде всего, выбор тональностей в мелодических шедеврах Бетховена.

Люшер полагал, что выбор желтого цвета соответствует эмоциям радости. Скрябин считал, что желтый цвет соответствует тональности ре мажор. Бетховен воплотил мелодию финала 9 симфонии на «Оду к радости» Шиллера в тональности ре мажор.

Люди, интуитивно выбравшие желтый цвет, отдают предпочтение тональности ре мажор, подобно Бетховену и Скрябину.

Каждому цвету Люшера соответствовали три тональности.

Люди, отобравшие по Люшеру красный цвет, предпочитают тональность выбранную Бетховеном для Героической симфонии.

Выбравшие зеленый цвет - тональность, взятую Бетховеном для Пасторальной симфонии.

Тональность трагических сонат Бетховена выбрали лица, поставившие в пробе Люшера первым черный цвет.
Аналогично 8 цветам Люшера, мы стали пользоваться набором 8 тональных аккордов, каждый из которых соответствовал одному цвету Люшера. Выбор аккорда позволял предсказать, какие цвета выберет слушатель по Люшеру, иногда этот цвет преобладал в одежде слушателя.

Мелодии выбранной пациентом тональности, воспринимались им как желанные, максимально близкие состоянию пациента, оказывая мощное психотерапевтическое действие. Слушатель интуитивно сам находил себе духовное лекарство.

Подсознание интуитивно работает по законам музыки.

Интуитивный выбор тональности - ключ к психологическому уровню, на котором в данный момент живет подсознание. Ключевая мелодия, отобранная многими слушателями, оказывается звучащим образом, воплощающим установку подсознания, звуковым воплощением архетипов Юнга.
http://pobeda.info/node/162

Кантри, вестерн-свинг, фри-джаз, блюз, хаус, нойз, рок-н-ролл, пауэр-поп, джаз-рок, панк-рок, ска, регги, диско, джаз-рэп и т. д. - на сегодняшний день известно 17 музыкальных жанров и несколько сотен поджанров, но несмотря на такое разнообразие, у каждого из них есть свои почитатели.

На вопрос «Какова роль музыки в жизни человека?» существует множество ответов. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с рядом новых научных исследований, проливших свет на еще один малоизведанный аспект - влияние музыки на работу головного мозга.

Поскольку музыка несет в себе гораздо более мощный эмоциональный заряд, чем реальные жизненные события, современные психологи все чаще прибегают к использованию музыкотерапии. Объяснить ее положительное влияние на состояние человека можно хотя бы тем, что реакции нашей нервной системы на жизнерадостные и сентиментальные музыкальные произведения совершенно разные.

Эмоции, возникшие под влиянием музыки, можно условно разделить на два вида - воспринимаемые и прочувствованные. Это значит, что человек способен понять настроение музыкального произведения, даже если ему никогда не приходилось испытывать подобные ощущения в реальной жизни.

Так, при психологических расстройствах депрессивного характера веселая музыка только усугубляет состояние человека, тогда как грустные мотивы, наоборот, возвращают в жизнь яркие краски. :)

Можно ли определить характер человека, зная его музыкальные предпочтения?
Результаты данного исследования, проведенного учеными Heriot-Watt University (HWU), и впервые доказали, что между предпочитаемыми человеком музыкальными жанрами и его характером существует определенная зависимость.

Ученые пришли к следующим выводам:
поклонники блюза креативны, общительны, вежливы и высокомерны;
среди любителей джаза чаще всего встречаются творческие, приветливые люди с завышенной самооценкой;
фанаты классической музыки относятся к интровертному типу личности, но несмотря на это, имеют высокое чувство достоинства и незаурядные творческие способности;
почитатели рэпа общительны и слегка эгоистичны;
к числу любителей оперы принадлежат вежливые, открытые, творческие личности;
фанаты кантри-энд-вестерна отличаются своим трудолюбием и умением легко находить общий язык с окружающими;
поклонники регги (reggae) имеют высокую самооценку, креативны и общительны, но вот трудолюбие - это точно не про них;
любители ритмичной танцевальной музыки относятся к экстравертному типу личности, обладают определенными творческими способностями, но не отличаются хорошими манерами;
у фанатов инди (indie) заниженная самооценка, они не трудолюбивы и зачастую плохо воспитаны;
почитатели болливуда (музыка из индийских фильмов) очень отзывчивы и дружелюбны;
очень часто у любителей тяжелой музыки - хэви-метал (heavy metal), хардкор и т. д. - заниженная самооценка, но они имеют большой творческий потенциал.

Небольшое исследование, результаты которого были опубликованы на сайте Американской ассоциации трудотерапии, показало, что классическая музыка имеет некие реабилитационные свойства.

Эксперимент проводился при участии 16 пациентов, перенесших инсульт правого полушария головного мозга:
классическая музыка значительно увеличила длительность концентрации внимания пациентов и улучшила их визуальную память.
музыка снижает стресс и тревогу. Успокаивающая музыка стабилизирует сердечный ритм, снижает кровяное давление и, соответственно, помогает при стрессе.

Исследования показали, что музыка уменьшает тревогу пациентов, перенесших операцию, а также детей, проходящих медицинские процедуры, и людей с ишемической болезнью сердца. Одно из исследований показало, что живая музыка снизила тревожность у 57% пациентов, проходящих курс химиотерапии, но у людей на регулярной терапии она повысила уровень беспокойства на 11%.

Предварительные данные показывают, что прослушивание музыки укрепляет иммунную систему, снижает уровень гормонов стресса, одновременно повышая количество гормонов роста. Эти изменения помогают организму преодолеть болезнь и успешно восстановиться после нее.

Наконец, существует ряд исследований, которые связывают прослушивание музыки с ощущением счастья. Несмотря на различия в теориях, все они сходятся в одном: музыка стимулирует участки головного мозга, ответственные за чувство удовольствия.

Неважно, рассматриваем ли мы влияние классической музыки на человека или воздействие популярной песенки, улучшающей настроение, - все мы чувствуем целебную силу музыки.

https://lpgenerator.ru/blog/2014/08/22/mocart-kak-lekarstvo-nauchnye-fakty-o-polze-muzyki-dlya-zdorovya/

Знания, видео, музыка, Здоровье

Previous post Next post
Up