Я из поколения девяностых - поколения растерянного времени. Привыкли во всем сомневаться. И многому не верить. Слишком часто ошибались. И расплачивались собой.
Понятно, что Вторая мировая война - столкновение двух империй - немецкой и советской. Известные произведения исторического социального фантаста Виктора Суворова «Аквариум», «Ледокол», «День «М» и прочее. Политическая игра шахматных фигур.
Но что-то здесь до конца не то. Не только в этом дело. Вернее сказать, это всего лишь узкая плоская и очень блеклая позиция.
Недавно разговаривал с одним человеком. Он сказал следующие слова, которые очень сильно поразили меня:
- Девятое мая - это наша вторая гражданская пасха.
Пожалуй, лучше не скажешь. Как говорил Федор Михайлович Достоевский устами князя Мышкина: «Здесь вечно будет что-то не то…»
Сегодня, может быть, хотелось из политических, конъюктурных, «модных» соображений ПЕРЕСМОТРЕТЬ подвиг прадедов. Но это невозможно.
Известная фотография молодого командира в пилотке, который встает из окопа в полный рост с пистолетом и зовет за собой солдат. Я где-то читал, что это его предсмертная фотография. Командира застрелили в следующую секунду после того, как сделали снимок. Вот в чем дело…
И оно не только в заградотрядах, сталинских репрессиях и штрафбатах. Нет. Не только в этом. Было что-то еще, что двигало этого и ДРУГИХ командиров, солдат бежать с винтовочками и пистолетами на «тигров» и «пантер». Об этом очень хорошо сказано в романе Константина Симонова «Живые и мертвые». Вернее, в нем нигде об этом не сказано. Но это чувство является, как бы сказал Станиславский, сквозным действием каждого героя произведения. «Я не могу не воевать. Я не могу не защищать. Я должен вставать из окопа. И по миллиметру отвоевывать свою землю».
В этом есть нечто большее, чем война, дележ территории, политические игрища и интриги. В этом есть какая-то глубинная самоидентификация народа - народа святой Руси. В этом было какое-то вновь открытие ее духовного стержня. И это было важнее жизней отдельных людей. Не в смысле государственно-общественном. В личном духовном смысле. Они САМИ так считали. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). В этом был геном и память поколений. И как ни странно, в этом было возрождение-воскресение православия через Голгофу войны.
Мы вспоминаем часто исторические события, имена полководцев, битвы и поражения, но забываем великие слова святителя Николая Сербского из сочинения «Война и Библия». Они звучат примерно так: ни одна летящая пуля не попадает в цель случайно. И другая фраза, добытая этим великим подвижником прошлого столетия: ВСЁ ВСЕГДА ДУХОВНО.
Это очень важно понять. Нет в нашей жизни недуховных шагов. Духовный каждый вдох-выдох. И тем более война, отнявшая четыре года и более двадцати миллионов жизней.
В этой войне было что-то глубинное, корневое. В ней была Голгофа целого народа и Воскресение во Христе целого народа.
И вот я закрываю глаза и вижу младшего командира, который выходит из окопа и через минуту будет убит, и думаю, что я безмерно счастлив, что являюсь потомком его. В этом Пасха нашего народа.
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
Более подробно:
http://www.pravoslavie.ru/93172.html Пусть этот праздник несет немало горечи и грусти, пусть в этот день все поминают павших, все же День Победы - великий и радостный праздник. Ведь «никто не забыт, и ничто не забыто»: память, скорбь и благодарность навеки выжжены в наших сердцах. Люди выдержали все тяготы войны, выжили и дождались дня Великой Победы.
Всех с Победой! Убеленных ветеранов,
Их детей, их внуков, их прапра…
Пусть в душе войны той живы раны,
Но Победой кончилась она!
Праздник Победы - это праздник весны,
День поражения жестокой войны,
День поражения насилья и зла,
День воскрешения любви и добра.
Праздник Победы - прежде всего возможность отдать дань памяти тем, кто совершил этот подвиг, который нельзя забывать, сколько бы лет не прошло с того дня, когда Знамя Победы взметнулось над Рейхстагом.
С Днём Великой Победы!!!