Уважаемы френды и не только, представляю вам новую историю из самого центра Пшадско-Папайской аномальной зоны. На этот раз речь пойдет о загадочном перевале 520-я высота, находящемся аккурат между горами Пшада и Папай.
![](http://i667.photobucket.com/albums/vv40/Yrikkk/30206082.jpg)
Еще в былые времена убинские мужики рассказывали, что на полпути по дороге от барской пасеки, что вблизи щели Убиньсу, к Черному хутору, на самом перевале, в незапамятные времена появилась огромная лужа. Она пересекала дорогу аккурат по середине и объехать сей водоем не представлялось возможным. Даже в самые засушливые времена года лужа никогда не высыхала, только вода заиливалась и издавала тошнотворный запах помойки. Видимо с тех времен на Малом Кавказе и повелась традиция все большие лужи на дорогах называть помойками.
Особых проблем и нареканий со стороны местных жителей она не вызывала, так как ездили по этой дороге редко и то крепостные, а если кто и застревал, своими силами из нее и выбирался. Конечно, злые языки поговаривали, что все это происки нечистого и ходили даже слухи, что как-то раз в осеннюю распутицу в ней сгинул целый барский обоз с медом или то, что душными летними ночами, случайные путники видели скрывающихся в ней русалок. Бывало, что на Святки станичники шепталась, что лужа заколдована. Мол, заклятие на ней древнее лежит, еще в доекатериненские времена старым шапшугом наложенное, не зря ведь место в которое дорога ведет, Черным Аулом прозвали - отсюда все и беды. Но это были только слухи.
Во время второй мировой бойцы Красной армии на этом перевале (520 высота по генштабовским картам) остановили продвижение немецких войск, хитростью заманив четыре немецких «Тигра» в темные воды коварной лужи. Рассказывали, что когда генерал-майор Котов Г.Н., командующий 47 армией, услышал про этот бой, долго смеялся и произнес свою сакраментальную фразу: - «А 520 и впрямь заколдована!». С тех пор 520 высота стала именем нарицательным.
После войны, когда на Черном Ауле был образован лесоучасток с небольшой лесопильней, дорогой стали пользоваться чаще. Водители лесовозов ни единожды жаловались своему начальству на огромную лужу на перевале, то машины в ней глохли воды нахлебавшись, то газоны в ней мосты свои отрывали, то колеса от прицепов теряли. Покумекав с руководством Дербенского карьера, начальство выбило на засыпку лужи 9 бортовых газонов, но лужа благополучно поглотила 30 кубометров отборного гравия и не на метр не уменьшилась.
Вскоре, в среде лесоруб начали гулять всякие расказни о том, что лужа на 520 непростая и что в ней черти водятся. Особенно в этом преуспел Данила Петрович, водитель папайского охотхозяйства. Как только речь заходила о чертях, он нахмуривался, делал серьезное лицо и шепотом, оглядываясь по сторонам, начинал рассказывать, как случайно был свидетелем обследования лужи военными водолазами. И что лужа не такая простая, как кажется на первый взгляд, а несет военно-тактическую миссию. Вроде бы и глупости Петрович говорил, но иногда его байки находили косвенное подтверждение. Так на одном из турслетов, темрюкские школьники стали невольными свидетелями шокирующего зрелища. Пересекая 520 высоту, они увидели, как что-то огромное, затаскивало в лужу приблудившуюся корову. Ребята еще долго не могли отойти от душераздирающего мычания и наотрез отказывались продолжать свой путь прежней дорогой. Тогда этот случай списали на массовую галлюцинацию и особой огласки он не получил, но с тех пор, рассказов очевидцев становилось все больше и больше.
В джиперской среде это место тоже сыскало себе дурную славу. Дорога через 520 высоту была самой короткой из станицы Убинская в поселок Новосадовый. Но как говорят бывалые джиперы, короткой дорогой можно ехать только в том случае, если у тебя много свободного времени. Лужа была коварна и всегда могла преподнести неожиданный сюрприз. В ней тонули и старенькие нивы и навороченные восьмидесятки, глохли брутальные гелики и хвастливые ховеры, а сколько в ней захлебнулось УАЗов на 35 симексах, не перечесть! В своих неудачах, потусторонние силы джиперы не винили, объясняя все глубокой колеей, мягким заилением дна и крутыми съездами. А пару лет назад, что бы больше не испытывать судьбу, и вовсе прорубили дорогу в объезд огромной лужи.
Британское географическое общество, как всегда от комментариев отказалось, сославшись, что феномен 520 высоты ими еще не исследован, но в частных беседах британские ученные подтверждают теорию Папайской лаборатории экспериментальной евгеники, что лужа имеет коловратную червоточину, выходящую в район слияния рек Пшады и Папайки. Этим можно с легкостью объяснить случай с темрюкскими школьниками, которые видели горного крокодила с коровой, случайно попавшего на 520-ю высоту через эту червоточину. В дорожном дневнике царского картографа Сигизмунда Кузяева 520 высота и ее бездонная лужа не упоминаются, но это еще ничего не доказывает, так как местные мужики не раз удивлялись способности Кузяева быстро передвигаться по Пшадско-Папайской аномалии. По всей видимости, царский картограф знал о наличии червоточины и сумел использовать ее тоннели для быстрого перемещения по аномалии.
Как всегда, в завершении представляю вашему вниманию уникальные снимки, оказавшиеся в моем распоряжении. В заглавии истории расположен снимок найденный на чердаке Дрезденской мукомольни в 1953 году, по всей видимости, снимок был сделан немецким танкистом перед штурмом 520 высоты в октябре 1942 года. Сейчас эта фотография бережно хранится в архивах Британского географического общества. На втором снимке, сделанном в конце восьмидесятых, можно увидеть дорогу ведущую в объезд загадочной лужи. Так же хотелось выразить благодарность DmS, за предоставление достоверной информации, касающейся этой загадочной истории и поиске фотоматериалов в архивах Британского географического общества.
![](http://i667.photobucket.com/albums/vv40/Yrikkk/520.jpg)