В конце августа мне наконец-то представилось счастье побывать в Ингушетии, единственном регионе СКФО, который всегда незаслуженно оставался в стороне от моих траекторий перемещения по Кавказу. Высокогорный Джейрахский район давно манил видами неплохо сохранившихся древних башенных комплексов вайнахских поселений на фоне суровых вершин скалистого хребта. Узнав у Магомета
mecnaz, что большая компания единомышленников собирается совершить восхождение на одну из этих суровых вершин - Столовую гору (Мят-Лоам), почти не раздумывая взял билет до Назрани.
В пути развиртуализовался с Тимуром
timag82, он ехал в соседнем вагоне:) Утром следующего дня наблюдал из окна вагона печальную дождливую картину в кабардинских полях, но вся грусть быстро развеялась по прибытию в Назрань, огромная благодарность Зауру Галаеву
1zzz и его брату Рамзану за такой теплый прием.
На часах было 7 утра. Поехали сначала в Ачалуки, где конечно же не обошлось без чае/кофепития в семье Бековых. Изначально мы рассчитывали забрать там реквизиты для шашлыка в горах, но в итоге уговорили Ислама и его отца Руслана пойти с нами в планируемый поход :) (это означало наличие ещё одной машины в команде, что несомненно пошло на пользу, т.к. впоследствии все наши вещи и мы сами поместились в 6 машин практически без запаса).
После чего, оставив Заура в его офисе в Назрани, мы по пути домой в Слепцовскую остановились в с. Барсуки, где интерес для меня представляла железная дорога, которая в этих местах петляет меж холмов. Движения тут практически нет, очень редко можно встретить нефтяной состав с Карабулака и сборные поезда по вагону с каждой станции.
1. Перегон Назрань - Плиево.
2. 20 лет назад эта линия была главной ЖД магистралью на Кавказе, примерно как сейчас автотрасса M-29.
3. Теперь поезда в сторону Гудермеса ходят по новой ветке через Моздок за Тереком, а эта бывшая магистраль обрывается на ст. Слепцовская - дальше до Грозного путь был уничтожен в смутное время.
В Слепцовскую приехали ближе к полудню. Сперва заехали на вокзал.
4. Неспешное бытие на станции Слепцовская.
Удивился новой вывеске в корпоративном стиле РЖД, ведь пассажирского движения здесь сейчас нет. Надеюсь назрановский поезд в следующем графике продлят до Слепцовской, спрос думаю будет, а уж в каких местах этот поезд можно будет сфоткать :)
5. Но пока отправляемся домой, где можно сфоткать Бусинку.
Далее нам предстояла нелегкая задача убить время до вечера, с чем мы успешно справились :) Перейду сразу к главному.
Итак, на следующий день, 19 августа, наша автоколонна почти в полном сборе в полдень собралась в с. Нестеровская, что находится у входа в ущелье, по которому нам предстояло в течении 2-х часов пробираться в Таргимскую котловину. В пути к нам присоединился ещё один экипаж, укоротивший путь с Назрани через Сурхахи, и первую общую остановку мы сделали у живописного изгиба реки, среди скал.
6. Упавший откуда-то сверху огромный камень бесспорно придает антуражности этому месту.
7. Ассиновское ущелье. Кто-то задумался о жизни под шум реки, кто-то раскладывает штатив чтобы заснять водовороты этой самой реки (Ибрагим
ing_spb), кто-то набирает родниковую воду.
8. Ислам Беков.
9. Руслан Беков, самый старший участник.
Далее потеряли полчаса на проверке паспортов при въезде в Джейрахский район, и вот, миновав Таргим, подъехали к Эгикалу.
10. Наша компания на фоне Куолой-Лоам.
Следующую остановку сделали у детского лагеря, близ которого находятся башенные комплексы Оздик. Часть группы решила размяться после дороги и подняться туда.
11. Боевая башня в комплексе Оздик средний.
12. Едем дальше. Ислам получше устроился, чтобы насладиться красотами родного края.
От долины р. Армхи, куда лежал наш путь, Таргимскую котловину отделяет перевал. Виды с него впечатляют.
13. Вид №1.
14. Вид №2.
15. Вид №3.
На поляну близ с. Бейни, конечную точку нашего маршрута приехали уже в пятом часу. Не теряя времени, ребята начали готовить мясо. Основой ужина были шашлык, отварное мясо с бульоном из котла и запеченная курица.
Переночевав в палатках, стали неспешно собираться на восхождение, периодически восхищаясь величием Казбека, который хорошо был виден с утра.
16. Баш-Лоам (Казбек) - 5033 м. Вспоминая, с каким трудом нам порой давалось восхождение на Столовую, которая почти в два раза ниже, начинаю глубоко уважать тех людей, которые находят в себе силы покорять подобные снежные исполины.
Вышли только в 9 часов. Нам предстояло набрать чуть больше километра высоты, пройдя расстояние 5-7 км.
17. Сотрудник МЧС Рашид, самый опытный из нас.
18. Где-то там вершина Шоан - высшая точка Ингушетии.
19. По пути встречаем Амира - начинающего пастуха.
Амир подолгу живет в палатке на склоне Столовой, по его словам скотоводство довольно прибыльное занятие здесь, один баран продается за 7-8 тыс., а за сезон с приплода от всего поголовья удается заработать до 2 млн. Также он предупредил о шести медведях в окрестностях:)
20. Вид со склона Столовой в сторону Джейраха. Хорошо заметны старые земледельческие террасы внизу у села.
Через 4 часа после выхода из лагеря первая группа самых шустрых, во главе с Зауром
1zzz, который вообще почти не останавливался, дошла до седловины горы. Мы успели увидеть лишь кусочек плоскости, что к северу от хребта, как со стороны равнины начал стремительно плыть туман.
21. Там внизу в дымке окрестности с. Ангушт (Тарское).
22. Ещё через час мы оказались у Мят-Сели. Этот старинный языческий храм находится на хорошо продуваемом месте непосредственно на "столе" Столовой горы. Пока мы к нему шли, иногда теряли на виду его полностью из-за плывущего тумана.
23. Ислам
tumgoev зачищает кору на отсыревших дровах, которые кто-то не поленился сюда принести. Магомед Чербижев справа мечтает погреться у костра.
24. Заур подключается с надеждой заварить здесь свой любимый кофе :)
25. Оператор ГТРК "Ингушетия" Магомед тоже поднялся для освещения нашего похода в СМИ.
26. Тем временем основная группа потерялась в тумане. Заур криками активно пытался направить их в нашу сторону.
Половина участников решила спуститься с горы в этот же день, а оставшиеся 9 самых отважных оставались ночевать здесь, планируя спуск на утро. Поужинав, разбили внутри храма палатки и сразу улеглись спать.
27. Здесь поместились впритык с нашими вещами 3 трехместные палатки.
То есть все 9 человек смогли разместиться внутри храма, а не на улице, что очень хорошо.
Ночью вроде как шел мокрый снег. С утра туман к сожалению не рассеялся, это обстоятельство сломало наши планы дойти непосредственно до вершины и увидеть равнинные города и поселки как на ладони.
28. В эту непогоду горы ничуть не растеряли свое очарование. Это я заснял вместо рассвета, в 6 утра.
29. Перед выходом на спуск нас зашел проведать наш недавний знакомый - Амир.
30. Спускались обратно к Бейни под периодическим дождем, проходя сквозь облачный фронт.
31. Внизу нас ждали двое ребят, спустившихся накануне, и оставшихся в лагере со своими машинами дожидаться нас.
По прибытию в лагерь поели шашлык и разъехались. Магомет
mecnaz и его брат Ахмед довезли меня до Беслана, где мы догнали мой уже ушедший с Владикавказа поезд:)
Большой баркал всем участникам за компанию! Все было по кайфу, несмотря на погоду. Она только укрепила желание подняться ещё раз и наверстать упущенное:)