Петра: город в скалах

Oct 27, 2009 19:41

Итак, возвращаемся в Иорданию, по которой мы вприпрыжку проскакали в прошлом посте.
Петра - двух-с-лишним-тысячелетний город, одно из "Новых семи чудес света". Как бы глупо ни звучал этот титул, заслуженность его сомнениям подвергать не приходится. Заслуженность, впрочем, оставим на время. Встречает историческая Петра гостей отнюдь не храмами...





... а дорогой. Дорога как дорога. Хоть и древняя, а ежу понятно, что при активном использовании ни одного камня от оригинала в ней не осталось. По бокам ютятся непонятные конструкции - явно искусственные, но почти все явно нежилищного типа. Пока не впечатляет.




"Прокатиться не желаем, дамы и господа?" Не успеешь осмотреться, со всех сторон набегают местные, готовые помочь проехать по дороге с комфортом.



С комфортом - это верхом лошади. В общем, примерно та же фигня, что и на моисеевой горке, только роль верблюдов исполняют лошади.




Кому недостаточно комфорта в седле - могут расположиться в повозке. "Водители кобыл" на этих повозках гонки иногда устраивают похлеще, чем маршрутчики в Москве. Правда, сдается мне, это чистая работа на публику, особого азарта они не испытывают.




"Адын пассажир, толка адын." Как вариант, это могло означать "Адын кадр - адын бакс".




По бокам дороги расставлены предупреждающие плакаты - прям как на горных дорожках в Европе. Дальше нога белого человека не ступала.



А ступало только копыто местного. 2000 лет назад, наверное, здесь можно было наблюдать такую же сцену.




В конце дороги, перед входом в каньон, путников поджидает будка туристической полиции и одинокий ларек с молчаливым торговцем (небывалое явление для Ближнего Востока). Ассортимент стандартный: сувениры, вода, чипсы. Насколько нужно быть голодным, чтобы в пустыне грызть чипсы, я не представляю, но спрос, видимо, есть. Что в этой компании делает фотография малыша - тайна велика есть. До сих пор жалею, что не спросил.



Ныряя в скалы, из сравнительно просторной дороги путь превращается в дропку на дне каньона.



Каньон здорово напоминает своего коллегу с Синайского полуострова в его узких местах. Те же причудливые стены песчаника, те же заморочки с цветовой адаптацией.




Высота стен каньона варьируется от 10 до 200 метров (на глазок). Завораживающие изгибы камня над головой зачастую мешают смотреть под ноги.




Даже при почти вертикально светящем солнце внизу достаточно тени для прохожих.



И даже для лошадей, оборудованных - устрашения ради - полицейскими.



Скудная живность на стенах посмеивается толкотне внизу. Ну да, на ее-то место в тени никто не претендует.



В общем, каньон классный. Но Петра все еще не впечатляет: редкие пещеры в стенах на "город в скалах" никак не тянут.




Даже акведук в стене не сильно впечатляет, хоть ему и две с копейками тысячи лет.



Снующие туда-сюда повозки, разгоняющие пешеходов по сторонам, и вовсе наводят на мысль, что чудо света это - чудо более пиара, чем архитектуры.



И когда совсем уже в голове укрепляется мысль, что тебя наеобманули, меж изгибов стен проступает нечто...



"Нечто" оказывается Эль-Хазне. Лицо Петры, этот храм-мавзолей и правда производит впечатление. При всей изрезанности ветрами и водами соседних скал, фасад стоит совершенно нетронутым. А его всего лишь грамотно расположили.
Кстати о водах и ветрах. Погода в иорданских горах, вообще, не подарок. Пустыня, горы, жара, ни капли воды... А меж тем, за две недели до нашего приезда (в середине июня) здесь шел снег. Прошел, растаял, воду впитал песчаник, и кругом снова пустыня.




Все это добро, считается, вырублено в цельной скале. Правда, неизвестно, где заканчивается "цельность" - по крайней мере, на колоннах явно видна кладка. Возможно, кладка появилась при реставрации, не знаю.



Внутри абсолютно ничего инетресного - кроме тени. Ей-то туристы и спешат воспользоваться.



Верблюдам тени не досталось, зато хоть добрый гид водичкой напоил. Здесь, кстати, начинают появляться верблюды, да. Снаружи - одни лошади.



Кому не нравится тень - могут посидеть за столиками, выпить чего, да полюбоваться очередными ликами королевской семьи. Лики - ликами, выпить готовы все, а вот на столики претендентов что-то немного.



Ладно, пошли дальше. За храмом стены снова сходятся (хоть и ненадолго). Временами на утесах появляются туристы - видимо, из некоторых пещер поднимаются ходы, но искать таковые я не стал.



Несколько поворотов каньона и стены расступаются окончательно, впуская нас в главную долину города.



Над здешними постройками, конечно, потрудились ветра на славу.




Кустики сохранились лучше, но они, пожалуй, и помоложе будут.




Занятны масштабы сооружений. Вы человека сразу заметили? Вот и я тоже.



Меж тем, действительно внушительны лишь культовые постройки. Вокруг них - все та же пещерная жизнь.




Прям птичьи колонии какие-то, ей богу.




Примерно так, по моим представлениям, и должны были бы выглядеть останки марсианской цивилизации, будь они обнаружены кем-нибудь кроме фантастов.




А вокруг кипит торговая жизнь...




Кувшичик не желаете?



Желаете? Ну, вот вам еще тогда.




А кто не желает - марш к местной детворе, кататься на ослах. По горам - самое то, наверное.




За отдыхающими верблюдами виден главный храмовый комплекс.



Это верхняя его часть. В дырке на самой верхней площадке проходили песнопения из недавнего поста.



Наверх идет лесенка вполне приемлемого качества. Точнее - переплетение лесенок и тропинок, среди которых можно найди и удобные. Где-то на полпути наверх снимался глобус Петры. Занятная, кстати, история с его съемкой. Местные дети, к моему удивлению, очень не любят фотографироваться. Очень-очень. Но касается это только случаев, когда снимают целенаправленно их самих. Если же человек снимает пейзаж - вбежать в кадр и радостно улыбнуться в камеру для них обязательное условие удачного дня.




По завершении подъеам нас встречает... Ага, еще один сувенирный ряд.



Торгуют здесь только романтики, которых не прельщает толкание в людной долине.




А может, и не романтики - просто у входа в храм легче найти тенек, на который не претендуют соседи.



Гулять по долине можно долго, но пора уж и в обратный путь собираться.




Снова в каньон, снова стены кругом. Оборонять такой вход в город - одно удовольствие, наверное. Трех сотен спартанцев хватит на посменное дежурство с недельным циклом и увольнительными.



Сниружи местные джигиты все еще ищут, кому бы впарить лошадей. Но народ уже тянется к выходу.




Когда мы добираемся до порта, Солнце уже ныряет за невысокие иорданские горы. На дне каньона Петры, должно быть, давно наступила ночь.




P.S. Многовато получилось картинок для одного раза, конечно. Но не разбивать же и эту подборку на две :)

Пейзаж, Египет-Иордания-Израиль-2009, Путевые заметки, Жанр, Фото

Previous post Next post
Up