Взялась читать детям повесть "Момо" Михаэля Энде, которую очень любила в детстве и с тех пор ни разу не перечитывала. Повесть оказалась вполне кондиционной - нормальная в меру безумная история, как, в сущности, все книги этого автора (okok, не такая безумная, как "Бесконечная история", но тем не менее). Однако поразил меня не этот ожидаемый, в общем-то, факт, а то, как изменилось мое собственное восприятие проблем, в этой книге описанных. Для тех, кто не читал, сообщу: в основе сюжета - страшный заговор страшных Серых Господ, которые питаются человеческим временем и, соответственно, всеми силами выманивают это самое время у ничего не подозревающих граждан. Для этого они обманным путем заставляют граждан гоняться за миражными ценностями (вроде социального успеха и накапливания материальных ценностей), а главное - всячески экономить время, жертвуя при этом такими "глупостями", как общение с собственными детьми, увлечения, дружба, прогулки и просто неспешные размышления о том, о сем. Серые Господа сеют в людях надежду на то, что "сэкономленное" время можно будет использовать когда-нибудь в будущем, когда они "переделают все дела" и смогут, наконец, зажить так, как им хочется, однако этого, конечно же, никогда не происходит - время уходит в никуда и служит пропитанием для Серых Господ. И противостоять этой напасти может только прекраснодушная бездельница - маленькая девочка Момо, умеющая так выслушивать людей, что они сами, без посторонней помощи осознают, что же в их жизни по-настоящему важно, а что - нет.
Так вот. Разумеется, сегодня все это читается ровно так, как и должно читаться - как горькая сатира на общество потребления (несколько архаичная - в силу времени создания, а потому избыточно прямолинейная, но безусловно не утратившая актуальности). И мои дети прекрасно это чувствуют. Гошка проводит выразительные параллели с папой, который всегда на работе и у него ни на что "нет времени", а Тимоха страшно возмущается, когда я его куда-либо тороплю, и интересуется, не подпала ли я сама под власть Серых Господ. В целом, реакция совершенно адекватная и явно просчитанная автором.
Но в моем детстве, тридцать лет назад, эта история воспринималась совершенно иначе. "Момо" Михаэля Энде была для меня эдакой научной фантастикой - спору нет, местами страшноватой, но не имеющей к моей жизни решительно никакого непосредственного отношения. Ни со мной, ни с кем из моих близких ничего подобного тому, что произошло с героями книги, произойти не могло - и совершенно понятно почему. В первой половине 80-х идея ценности времени (а особенно его гипертрофированной ценности) просто никому не приходила в голову: времени было хоть отбавляй, и как-то специально экономить его или, напротив, наслаждаться каждым мгновением казалось одинаково странным. Фраза "Время - деньги", конечно, существовала, но воспринималась как нечто с одной стороны абстрактное и обесцененное (не "Слава КПСС!", конечно, но где-то рядом), а с другой - как проявление бездуховности и ложного прагматизма, равно противного и социалистической, и интеллигентской морали. Конечно, подобное отношение ко времени было связано с отсутствием перспектив, с ощущением собственного бессилия и заведомой обреченности на неуспех, с близостью пресловутого "потолка", добраться до которого было сравнительно просто, а выйти за его пределы - невозможно. Однако было в этом сладком (so-so) безвременьи и что-то притягательное - ощущение укрытости от бушующих временных бурь, чувство того, что мы забрались в карман вечности и уютно пережидаем непогоду снаружи.
Не скажу, что тоскую по этому ощущению, но, оказавшись на Кубе, я снова почувствовала вокруг себя это плещущее через край изобилие времени, которое никому не нужно считать. И надо сказать, что оказаться в атмосфере эдаких вечных депрессивных каникул, где никто никуда не спешит просто потому, что спешить правда некуда, было странно и по-своему восхитительно. А особенно странно и восхитительно было посреди этого заповедника времени, посреди этой реализованной утопии читать детям про Серых Господ и храбрую девочку Момо. Предполагал ли Энде - гуманист и либерал, что абсолютным раем для его героев стала бы социалистическая Куба времен позднего Фиделя Кастро?.. Не думаю. Но пересечение все равно замечательное.