Социальная реклама

Feb 18, 2014 20:07

Этот пост у меня зреет уже... ну, недели две точно )))
Я в тот день была в разъездах, а радио почему-то переключилось само на Сити.фм (не поручусь, но вроде эта радиостанция была). А там в тот день активно обсуждали тему социальной рекламы. Вернее, законопроект о показе социалки на центральных телеканалах в прайм-тайм.
И вот народ звонил и рассказывал, что они думают о социальной рекламе вообще и об этом законопроекте в частности, работает ли у нас социальная реклама, какой она должна быть, какие ролики или постеры запомнились слушателям и так далее.
Я каталась и одной рукой конспектировала свои мысли )))))

Начну я собственно с примера социальной рекламы. Наверняка вы не раз встречали эти билборды на дорогах :)



Поскольку вижу я ее обычно из окна машины, и еду я за рулем, то особо вчитываться в текст у меня возможности нет.
Поэтому когда я впервые заметила такой билборд, то успела лишь увидеть картинку и прочитать вопрос "Какой осмотр важнее?"

"Да разумеется техосмотр машины, что за глупый вопрос?!" - немедленно ответила я сама себе :)))
И была уверена, что ответила правильно.

Ведь машина не может сказать, если у нее что-то "болит". В большинстве случаев владелец узнает о неполадках, когда приходит каюк :)) Не ему, а детали, которая работала неисправно.
Поэтому разумеется надо регулярно проходить ТО, проверять все важные узлы, вовремя менять расходники и т.д. Потому что это означает безопасность.
А человек чувствует, если что-то в его организме идет не так, поэтому вполне может сходить к врачу, не запуская болезнь.

А оказывается, создатели этой социальной рекламы имели в виду прямо противоположное )))))))
Но кто же знал?!

Хочу вот у вас спросить, те, кто видел эту рекламу или вот увидел впервые сейчас у меня в посте - какой ответ на заданный вопрос первым мелькнул в голове??

То ли я неправильная, то ли авторы не продумали толком свою рекламу.
По крайней мере с целевой аудиторией и расположением они, имхо, дали маху. Билборды стоят на дорогах - то есть для автовладельцев. Какой нормальный автовладелец посчитает неважным регулярный техосмотр собственной "ласточки"?!

Радиоведущие как раз задавали всем вопрос: "Как вы думаете, социальная реклама эффективна?!"
И знаете.. Мне вот что-то кажется, что нет. В подавляющем большинстве случаев.

Те "сознательные" люди, кто и так своим умом дозрел до неких действий, к которым призывает социалка, решатся на эти действия и без нее. Ну может социалка немного ускорит или укрепит их в правильности этого.
А кто "несознательный" - тем хоть всю квартиру социалкой обклей, будет пофиг абсолютно.

Там одна слушательница приводила как пример желательной социалки рекламу об усыновлении. И предлагала то ли в почтовые ящики кидать листовки с информацией, то ли еще какой-то подобный спамерский способ...
Мне вот сложно себе представить, что жила-была себе семья, которая либо своих детей уже имеет, либо вообще о детях не думает, и тут лезет поутру муж за газетой в ящик - а там мимимишечное фото малыша и призыв усыновлять детей из детских домов. И вот он поднимается в квартиру, берет жену в охапку и мчится в ближайший детдом, откуда забирает сразу человек пять.
Ну абсурд же, не?
А те, кто для себя допускает возможность усыновления, и без листовок это решение примут. А необходимую информацию и в интернете или на форумах найдут.

Ну или возьмем менее "святую" тему - то же курение.
Мне прям любопытно было бы своими глазами увидеть человека, который курил лет 10-15, а потом купил пачку сигарет, где трупнина нарисована, и в ту же секунду бросил курить навсегда.
Ну нереально же это!!
У кого есть желание и мотивы бросить курить, тот сделает это и без жутких картинок.
А кто курит и бросать не думает даже, просто пачку другой стороной перевернет или бумажкой картинку заклеит, чтоб аппетит не портила.

Я вот за себя скажу.
Помните, была одно время телереклама социальная на тему алкоголя? Там про желудок показывали, про мозг, еще про что-то..
И так получалось, что чаще всего я натыкалась на эту рекламу, когда сидела за столом с бокалом алкоголя в руке ))))
Вы думаете, я пошла вылила его в раковину? Да черта с два же )))
Это допила и еще налила )))))) И даже мысли не возникло бокал отставить, не говоря уж о прекращении употребления алкоголя ))))
Ну мозг, ну желудок, ну еще что-то там - и что дальше? Вот заболит, тогда может перестану. А может и нет - смотря как заболит.

Или с другой стороны. Я считаю жестко необходимым всегда пристегиваться. И делаю это с первой минуты за рулем. Поэтому социалка-не социалка, я так и буду пристегиваться.
И ребенка в автокресле возить.
И пешеходов пропускать.
И не буду гонять с бешеной скоростью или лихачить.
Это - мое собственное самосознание, оно сформировалось потому что сформировалось, и никакая социальная реклама тут ни при чем.

Да, меня трогают ролики про ремни безопасности. Но я уверена, что те, кто не пристегивается принципиально, не начнут делать это, даже если трижды обольются слезами над роликом.

Заодно как раз покажу пару роликов, которые лично у меня слезу прошибали..

image Click to view



image Click to view



image Click to view



Так нужна ли вообще социальная реклама?
Несмотря ни на что, я думаю, что да. Но возможно, что нужна она не для побуждения к каким-то конкретным действиям; такая прямолинейность как на пачках сигарет, как мне кажется, только оттолкнет или оставит полностью равнодушным.
Я думаю, что социалка должна заставить задуматься. Затронуть что-то такое внутри, оставить след, зацепить, заронить зерно, которое потом со временем взойдет.

А еще мое мнение, что это должна быть реклама каких-то общечеловеческих ценностей. Любовь, брак, семья, материнство, забота о близких..

Меня вот неизменно пробирает до слез ролик "Мамы". Сколько раз смотрю, столько и реву.. Даже в кино рыдала, наплевав на окружающих - в обнимку с мамой, которая так же ревела вместе со мной..

image Click to view



Вообще "реклама", если это слово здесь уместно, семьи и семейных ценностей - она всегда самая трогательная. Для меня, во всяком случае, всегда..

image Click to view



image Click to view



Меняются времена, политики, мода.. Ценности общечеловеческие должны оставаться неизменными всегда.
Это и должна объяснять социальная реклама.

Мне очень понравились слова одной из слушательниц.
Она говорила о том, о чем и я не раз думала, но она эту мысль до логического конца довела.
Сейчас нет хорошей "пропаганды", нет какой-то целостной.. идеологии что ли, идеи, стержня общего.
До революции эту роль исполняла церковь, религия. В Советском союзе церковь заменили коммунизмом, но "свет в конце тоннеля" остался. Были октябрята, пионеры, комсомол. Не о том речь, хорошим или плохим вещам учили тогда. Но у людей - у большинства - был этот "факел", который вел сквозь темноту. Было, на что опереться, чем руководствоваться.
К Ленину и Сталину можно по-всякому относиться, но в дальновидности и некой мудрости им не откажешь. Они понимали, что просто забрать у людей веру и ничего не дать равноценного взамен - категорически нельзя.
Те, кто свергли власть Советов совершили именно эту ошибку. Идею, в которую верили миллионы людей, похерили, а другого ничего людям не предложили.
Вернее, предложили - золотого тельца. Или он сам пришел на пустое место..
И что мы видим сейчас? Национальной идеи нет, нет единства у народа. Ценностей нет. Нематериальных. Семья утрачивает свою ценность в пользу карьеры, материнство - в пользу свободы. Мы тянем "ценности" с Запада, забывая о своих корнях, о своем менталитете, о своих исконных морально-нравственных нормах..
Национальную идею в один день не придумать, конечно, но социальная реклама должна хотя бы отчасти взять на себя роль "проповедника", раз у людей не хватает самосознания.

Почему вдруг появились плакаты:







Разве люди не должны и так знать, что такое Любовь, Честность и Доверие? Разве это не то, что родители и так должны рассказывать своим детям?! И даже не рассказывать - как словами расскажешь любовь или честность?! - а своим примером.

Да, вот кстати на тему личного примера ролик:

image Click to view



Показательно и то, что у нас на данный момент социальная реклама откровенно слабая и никакая. 90% приведенных мною тут роликов - иностранные.
Но тот же проект "Все равно?!" - это уже хотя бы что-то.

Максим Ткачев, управляющий директор компании Russ Outdoor:
«Все равно?!» мы задумали как проект, который поднимает по-настоящему важные проблемы. Заставить о чем-либо задуматься всегда погруженного в свои проблемы горожанина - в любом случае непростое дело. А если это довольно обыденная практика, когда дома ребенок наблюдает, как его родители и их друзья пыхтят сигаретой, приговаривая «курить вредно», то для эффективного воздействия нужен очень сильный образ. Именно после этой рекламы и других в нашей серии проблема курения начала активно обсуждаться на самых разных уровнях. Да, «младенца» в итоге пришлось снять из-за реакции властей. Но мы и три года спустя считаем, что это был отличный проект. Социальная реклама должна вызывать яркие и острые чувства. Самое худшее, что может случиться с социальной рекламой, - это безразличие; когда человек на нее смотрит и ему по-прежнему все равно.

Еще пара плакатов в рамках того же проекта. Мне они нравятся, но на мой взгляд им чего-то не хватает все же для того, чтоб реально заставить задуматься и что-то изменить в своей жизни..







Мне кажется, чтобы быть по-настоящему эффективной социальная реклама должна быть жесткой. Очень жесткой. Страх - самый эффективный инструмент воздействия, он безотказно действует на всех, в отличие от прочих "кнопок", которые с кем-то работают, а с кем-то нет.
У нас пока не принято показывать откровенный негатив. Поэтому и социалка довольно пресная и не слишком эффективная.

Но она нужна! Нужна несомненно.
Только вот идея показа в прайм-тайм сомнительна.. По многим аспектам.

Ну и раз уж пошла такая пьянка, расскажите: а были у вас в жизни случаи, когда увиденная социальная реклама что-то сдвинула внутри и заставила измениться??

семья, writer's block, креатифф, дневник_наблюдений, мама, обо мне, разное, вАпрос, люди, мысли_вслух, опиум_для_народа, видео

Previous post Next post
Up