Долгая жизнь звёздного бойца. Проект на основе F-104 Starfighter.

May 15, 2016 20:39

Необычный сам по себе Lockheed F-104 Starfighter стал основой для множества самых необычных проектов. О немецких вариантах улучшения F-104 я уже писал в этом посте. Сегодня же поговорим об американских и немного затронем итальянские планы на F-104.

Вертикально в небо подешевле.

Не прошло мимо F-104 и всеобщее увлечение СВВП. В 1961 году военные обратились к Lockheed с предложением разработать проект модернизации 104-го в СВВП. Предполагалось, что благодаря относительно малой массе самолёта сделать это будет нетрудно, и в ближайшее время ВВС США смогут получить СВВП-истребитель, ничем не уступающий своим советским коллегам. Проект получил наименование CL-704. Для того, чтобы не вносить дорогостоящие изменения в конструкцию, инженеры Lockheed просто разместили гондолы с подъёмными двигателями на законцовках крыла. В каждой гондоле было установлено семь двигателей RR RB181.






Проект был разработан на основе самолёта CL-521 (F-104G), но гондолы с двигателями могли быть установлены на любых модификациях F-104.



Различные конфигурации гондол с подъёмными двигателями.



Необходимые доработки F-104 для установки гондол с двигателями.



Модель CL-704.



Продувочная модель CL-704.



Кроме ВВС США предлагалось модернизировать до уровня CL-704 и некоторые поставленные на экспорт F-104. Но после подробных исследований выяснилось, что мощности подъёмных двигателей не хватит для вертикального взлёта, сами гондолы не дают самолёт достигнуть скорости в 2 Мах, а расход топлива будет неприемлемым. Более глобальная переделка стоила бы слишком много, и потому в 1962 году проект CL-704 был закрыт.

Тем не менее, упавшее из рук Lockheed знамя подхватили инженеры Ryan Aeronautical Co. В середине 1962 года они в инициативном порядке приступили к разработке СВВП модификации F-104, планируя предложить её как ВВС США, так и на экспорт. Первоначально предполагалось доработать самолёт, установив на него восемь откидных винтовых подъёмных двигателей и разместив дополнительные подъёмные сопла для основного двигателя под фюзеляжем.



Проект СВВП F-104 от Ryan Aeronautical Co.

Несмотря на то, что расчёты показывали, что в такой конфигурации вертикальный взлёт будет возможен, проект был отклонён из-за большой суммы доработки самолёта. ВВС США просто бы не стало тратить на это много денег, а у иностранных заказчиков денег и вовсе много не водилось. Но тут один из ведущих инженеров Ryan Aeronautical, Пит Жирард (Pete Girard), выступил с предложением адаптировать недавно разработанный им проект для F-104.

Ещё в 1961 году Жирард разработал проект под названием "Нeliplane" - летательный аппарат, совмещавший в себе все плюсы сверхзвукового самолёта и вертолёта. Главной "фишкой" проекта был отказа от обычного крыла на самолёте и размещение вместо него треугольных крыльев-роторов, над и под фюзеляжем. При помощи него Нeliplane взлетает по вертолётному, набирал скорость, после крыло-ротор фиксировалось и выполняло роль небольшого дельтовидного крыла. Изначально проект не заинтересовал никого в фирме, но позже предложение адаптировать его для Starfighter'а нашло поддержку.



Проект "Нeliplane" от 1961 года.

На модернизированном по такой схеме F-104 демонтировалось крыло, и устанавливалось одно крыло-ротор над фюзеляжем. Предполагалось, что подобный самолёт лишь немного потеряет в манёвренности, что не критично в современном ракетном воздушном бою.





Проекции проекта Нeliplane F-104.









Современная модель Нeliplane F-104.

Проект был предложен военным, но те отказались выделить деньги на такую радикальную идею, а собственных средств для проведения испытания подобной концепции у Ryan Aeronautical не было.

Ещё быстрее.

В 1955 году в NACA был разработан проект оснащения современных боевых самолётов водородными двигателями, не обошедший вниманием и F-104. Предполагалось установить на законцовках крыла два двигателя, разгоняющих самолёт почти до 3 Мах. К сожалению, иных подробностей о проекте не известно.



Старичок поможет.

F-104 в различных ипостасях верой и правдой служил в NASA в качестве испытательного стенда. Одним из последних его воплощений мог бы стать проект 1994 года от Northrop-Grumman по модернизации одного из F-104, принадлежащих NASA, в тестовый стенд с дельтовидным крылом с естественной ламинаризацией потока в рамках проекта Joint Strike Fighter. Но из-за большого износа существующего парка F-104 от подобной идеи пришлось отказаться.



На службу к Скайнет.

В 1997 году итальянцы решили использовать свои старые F-104 с пользой большей, чем от простой утилизации. Был предложен проект создания из них дальних дронов разведчиков. Предполагалось переделать до 100 F-104 в беспилотные разведчики. При этом отказ от пилота позволил бы установить не только компьютеры и разведывательную аппаратуру, но и серьёзно увеличить запас топлива, а значит и дальность полёт. Итальянцы считали, что при такой модернизации они уже к середине 2000-х получат парк разведывательных дронов, ничем не уступающих современным моделям.



Разведывательный дрон из F-104. Этап I.



Размещение компьютеров и средств управления.



Разведывательный дрон из F-104. Этап II, предполагающий переделку планера.

Несмотря на амбициозность проекта и даже предложения его на экспорт, денег у Италии на эту программу не было, потому в 1999 году она была закрыта.

Источники:
Flying Review. 3-1962.
Popular Mechanics. 8-1962.
Патент US 3388878 A.
Wings. 02-2004.

гиперзвук, атомпанк, проекты, Италия, тяжёлая наркомания, холодная война, сверхзвук, картинки-картиночки, винтокрылы, СВВП, беспилотники, авиация, США, истребители

Previous post Next post
Up