За последнее время я несколько раз писал о нереализованных мечтах о массовой сверхзвуковой пассажирской авиации. Почти всегда эти текст и тексты схожей тематики от моих коллег находили отклик, который вернее всего будет охарактеризовать фразой-мемом "Марти, мы всё проебали". Многие люди считают, что отсутствие массового пассажирского сверхзвука есть показатель прекращения развития технологий, признак глубокой деградации системы и тому подобное. Потому мне хочется обсудить, почему всё же не "взлетел" сверхзвук.
Я сознательно не беру в расчёт некоторые законодательные ограничения, серьёзно повлиявшие на судьбу многих проектов сверхзвуковых авиалайнеров, если бы был смысл в сверхзвуке, законы бы обошли.
Во-первых, стоит понять - сверхзвук это дорого, причём дороги не только самолёты, но и нужная для них инфраструктура. Обычный аэродром не способен принять к себе "Конкорд", а значит надо вложить много средств в модернизацию аэропортов, а то и построить новые. Само по себе это не препятствие, но налагает некоторые требования на всю идею.
Главное преимущество массового сверхзвука - возможность за счёт скорости полёта увеличить количество перевозимых пассажиров за единицу времени. В 80-ые предполагалось, что вскоре вслед за "азиатскими тиграми" экономический рост начнут страны Африки и Латинской Америки, а значит, их население в массе станет платёжеспособным для путешествий по воздуху, что резко увеличит нагрузку на авиамаршруты. В таком случае сверхзвуковые авиалайнеры могли бы стать решением это проблемы. Но, как нам уже известно, даже потенциал развития "тигров" был переоценён, а о взлёте Африки и Южной Америки и не особо стоит говорить.
Но кроме числа перевозимых пассажиров за единицу времени у сверхзвука есть и просто преимущество в скорости. И как казалось в 70-ые - 80-ые года, деловые люди будут готовы заплатить больше, что бы долететь на нужную встречу не за 12 часов, а за 6. Достаточно верное размышление натолкнулось на очень необычный момент - непрерывно развивающиеся цифровые технологии серьёзно уменьшили необходимость срочных перелётов. Не надо срочно вылетать на совещание, если его можно провести при помощи видеоконференции, и даже если перелёт всё же необходим - Интернет поможет сохранить полный контроль над делами во время перелёт. И потому переплачивать за билет ради не особо нужной скорости не захотели и богачи.
Стоит так же заметить, что на многих маршрутах использование сверхзвука не приносит должного преимущества. Как пример - один из основных маршрутов "Конкорда" - из Лондона в Нью-Йорк. Перелёт обычным самолёт составит 7-8 часов, для сверхзвукового лайнера - 3,5 часа. Наиболее удобным вариантом перелёта считается вылет вечером в 17-18 часов. С учётом часовых поясов, пассажиры прибудут к месту назначения либо вечером того же дня (из Лондона в Нью-Йорк) или утром следующего (из Нью-Йорка в Лондон). В обеих вариантах пассажиры могут успеть поспать за перелёт и прибывают в достаточно удобное время - либо вечером когда можно заселиться в гостиницу или утром когда можно приступит к делам. В случае со сверхзвуковым лайнером - перелёт выходит куда менее удобным по времени.
В итоге можно сказать - сверхзвук на данном этапе развития общества - забавная, но не очень полезная для гражданской авиации "игрушка". И текущие авиалайнеры в рамках текущего мира и экономической ситуации уже достигли относительной сбалансированности. Потому вместо заметного развития скорости или количества перевозимых пассажиров прогресс перешёл в менее заметную экономичность, безопасность, экологичность. Разумеется, может случиться скачкообразный взлёт авиаперевозок, которые заставит вновь задуматься всерьёз о сверхзвуке, но это уже не вопрос технологического развития.