Хорошенько поговорив о ретрофутуризме в США и западном блоке, нельзя не поговорить и о ретрофутуризме в СССР. Конечно, в стране с идеей по достижению светлого будущего его не могло не быть, но к сожалению часто он принимал странные формы. Стоит уточнить, что говорить я буду о ретрофутуризме послевоенном. Полностью игнорировалась тема будущего вооружения, при этом различные проекты вооружения будущего США активно освещались. Перекос этот настолько значительный, что иногда читая советские журналы вроде "Техники и вооружения" создаётся ощущение, что в то время как США чуть ли не космические линкоры строят, доблестная советская армия разъезжает на Т-34 и ей "норм". Но в мирном отношении мечтали и мечтали много и интересно.
В 1957 году в серии "Научно-популярная библиотека солдата и матроса" вышла книга "Применение атомных двигателей в авиации" за авторством Нестеренко Г.Н., Соболева А.И., Сушкова Ю.Н. Особенно интересны в этой книги иллюстрации. Многие из них просто перерисованы из различных научно-популярных журналов США и Европы, но некоторые, похоже, оригинальные. Разумеется, военное применение атомные двигатели находят лишь на западе, а у нас это сплошняком мирные проекты.
Тяжёлый транспортный вертолёт с атомной силовой установкой.
Схема атомного поезда из двух стратопланов. В первом располагаются атомные двигатели, во втором экипаж и пассажиры.
Вариант атомного пассажирского самолёта с общим реактором и круговой защитой.
Транспортный атомный самолёт.
Атомный самолёт-носитель для запуска искусственных спутников Земли.
Атомный конвертоплан будущего.
Пассажирский атомный самолёт с всесторонней защитой от радиационного излучения.
Схема "теневой" защиты экипажа и пассажиров атомного самолёта.
Пассажирско-транспортный атомный самолёт по схеме "утка".
О последней иллюстрации хочется поговорить побольше. Об этом самолёте я писал в статье
"Призраки красной авиации". Там я упоминал, что источником этого самолёта является именно книга "Применение атомных двигателей в авиации", но это не так - появился он ранее. Изначально назывался атомолёт "Иосиф Сталин", и до книги успел засветиться во многих научно-популярных изданиях СССР и его союзников.
Указывалось, что постройка этого самолёта может начаться уже в ближайшем будущем и быть завершённым до 1960ого года. Понятно что речи о том что это бомбардировщик вертикального взлёта и посадки не шло.
Вскоре после смерти Сталина проект переименовали в атомолёт А-10 "Советский Союз". Поменялся немного и его внешний вид.
Источники:
Нестеренко Г.Н., Соболев А.И., Сушков Ю.Н. Применение атомных двигателей в авиации.
militaryrussia.ru