Соперничество ВВС США и ВМФ США идёт практически с середины 40-ых, и хотя оно и близко не достигало накала, аналогичного японскому, примеры желания влезть в чужую нишу можно найти у обоих родов войск. Один из наиболее ярких примеров подобного является неумолимое желание ВВС США получить в своё распоряжение летающие авианосцы. Традиция попыток создания таких летательных аппаратов берёт своё начало в далёких и бородатых 30-ых годах, когда этим занималась ещё авиация ВМФ на своих дирижаблях. Подобные проекты следовали за ВВС почти все 50-ые и 60-ые годы, выражаясь то в концепции подвесного истребителя, то паразитарного бомбардировщика.
В 1970 году на новой технологической базе стало достижимо создание не просто носителя подвесных самолётов, но полноценного летающего авианосца. Исследования этой тематики проводились в лаборатории динамики полётов на авиабазе Райт-Патерсон ВВС США, в штате Огайо и корпорацией Boeing. Программа получила простое название ААС - Airborne Aircraft Carrier. Требовалось создать авиационный комплекс из самолёта-носителя, достаточных размеров для размещения значительной авиагруппы, и истребителя, способного на равных противостоять всем современным самолётам, но достаточно компактного.
Созданием истребителя занимались инженеры из Boeing. К 1972 году проект бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter был готов. Основным требованием к самолёту было уменьшение размаха крыла до 5,3 метров, чтобы без проблем размещаться в фюзеляже Boeing-747 - самого малого варианта самолёта-носителя.
Варианты компоновки Boeing 985 Micro Fighter.
ЛТХ различных вариантов Boeing 985 Micro Fighter.
Варианты компоновки кокпита.
Вооружён Boeing 985 Micro Fighter был двумя 25-мм пушками с боезапасом 200 снарядов, двумя НАР "Зуни" в специальных отсеках внутри толщи крыла и двумя точками для подвеса вооружения (для ракет воздух-воздух, воздух-земля или бомб). Так как самолёт имел слабенький радар и не мог на равных участвовать в дальнем ракетном бою, акцент в характеристиках самолёта было решено сделать на манёвренности, за счёт сопла с изменяемым вектором тяги. Удалось серьёзно уменьшить и вес самолёта - до 4760 кг, за счёт уменьшения количества топлива и прочности конструкции, которые нормальному самолёты нужны для взлёта и посадки.
Конструкция и размещение вооружения на Boeing 985 Micro Fighter. Картинка кликабельна.
В качестве силовой установки должен был использоваться двигатель General Electric (GE) YJ101 с тягой 6800 кг. Истребитель так же не имел классического шасси. Для посадки в случае чрезвычайной ситуации планировалось установка простейшего эрзац-шасси.
Различные варианты упрощённого шасси, в том числе такие необычные как посадка на воздушную подушку. Основным решением считалось шасси с металлическими полозьями.
Расчётные ТТХ Boeing 985 Micro Fighter ожидались превосходящими все современные на тот момент советские самолёты, потому истребитель мог вступать в бой даже с немного превосходящими силами противника.
Внутреннее устройство основного варианта Boeing 985 Micro Fighter. Хорошо видно размещение внутреннего вооружения. Картинка кликабельна.
Boeing 985 Micro Fighter вариант 1972 года.
Проработкой самолёта-носителя занимались в лаборатории динамики полётов на авиабазе Райт-Патерсон ВВС США. Изначально рассматривалось три варианта: создание специализированного самолёта-носителя, использование Lockheed C-5 Galaxy и использование Boeing-747-200. Главными требованиями к самолётам были дальность, экономичность полёта, размер носимой авиагруппировки. Так же обязательным требованием было размещение двух точек приёма/пуска истребителей. Конструкция трапеции, при помощи которой происходил запуск и возврат самолётов, была унифицирована, как и конструкция внутреннего крепления истребителей.
Подъём самолёта на борт.
Обслуживание истребителя в полёте.
Вариант с созданием нового самолёта был отвергнут практически сразу, из-за большой цены подобного проекта. Boeing-747 и C-5 Galaxy имели свои преимущества. На стороне первого стояла экономичность полёта от гражданского лайнера, за вторым выступал более широкий и удобный фюзеляж.
Варианты компоновки летающего авианосца на базе Lockheed C-5 Galaxy.
Интересно, что именно вариант с C-5 Galaxy попал в прессу того времени. На этом рисунке автор изобразил в качестве носимых самолётов McDonnell XF-85 Goblin, что достаточно забавно.
В конце концов, выбор был сделан в пользу Boeing-747-200 из-за меньшей стоимости, большей экономичности и уже отработанной кооперацией с Boeing. Экипаж авианосца должен был составить 42 человека, включая экипаж носителя, обслугу и экипаж истребителей. Авиагруппа - 10 истребителей. Трапеции для запуска/посадки размещались в носу и в хвосте носителя. Одна могла запускать самолёты в то время, когда другая их принимала. Два дежурных истребителя могли быть запущены в течение одной минуты, после чего другие машины должны были запускаться с интервалом 80 секунд. После выполнения боевой задачи истребитель должен был вернуться на борт летающего авианосца. В течение десяти минут самолет должен был дозаправиться и снова вернуться в бой. Запаса вооружения на носители хватало на три запуска каждого истребителя.
Компоновка летающего авианосца Boeing-747-200 ААС.
Внутреннее устройство летающего авианосца Boeing-747-200 ААС. Картинка кликабельна.
В 1973 году были проработаны и некоторые сценарии применения летающего авианосца. В первом, "европейском", сценарии рассматривалась возможность применения летающего авианосца для нанесения неожиданных ударов по зонам, не прикрытым советскими радарами или использования в качестве патрульного самолёта, способного максимально быстро ответить на советский воздушный удар. Второй, "ближневосточный", сценарий предлагал использовать ААС для нанесения удара по арабским войскам, атакующим Израиль, с пуском самолётов вне зоны покрытия радаров. Третий, "индийский", сценарий рассматривал возможность захвата войсками СССР островов в Индийском океане, для блокады Красного моря и Персидского залива. В этом сценарии Boeing ААС использовался для неожиданных ударов по базам на островах и для прикрытия конвоев из Залива.
"Европейский" сценарий.
"Ближневосточный" сценарий.
"Индийский" сценарий.
В 1973 году проект был одобрен ВВС США для дальнейшего развития. В качестве самолёта носителя был окончательно выбран Boeing-747-200. Boeing 985 было рекомендовано доработать, обеспечив ему большую скорость и дополнительные точки вооружения. К 1974 году был готов новый проект, но ВВС США не удалось выбить финансирования, и вскоре после недолгого простоя, в 1975 году проект был закрыт.
Boeing 985 Micro Fighter вариант 1974 года. Самолёт несколько увеличен, видны дополнительные узлы установки ракет "воздух-воздух" на спине самолёта.
Источники:
http://forum.avionslegendaires.net/INVESTIGATION OF A MICRO-FIGHTER /AIRBORNE AIRCRAFT CARRIER CONCEPT. 1973.