Удар из глубины. Подводные авианосцы концепции "STRIKE".

Jan 20, 2016 17:55

В 1963 году Центр военно-морского анализа института Франклина совместно с компанией General Dynamics приступил к работе на программой "Strike" - исследованием возможных путей развития пилотируемых палубных ударных самолётов до 1980 года. В ходе этих работ были разработаны и предложены военным для дальнейшей проработки несколько идей, в том числе подразделением General Dynamics - Electriс Boat была создана программа постройки подводных ударных авианосцев. Согласно предложению появление таких субмарин в флоте США дало бы инструмент превосходящий как обычные авианосцы так и простые подводные лодки. Надводные авианосцы требуют большого прикрытия, сами по себе они уязвимы - подводный авианосец защищён своей незаметностью и фактором неожиданности. Обычная подлодка не способна оказать помощь наземным войскам - подводный авианосец обладает мощью не уступающей обычным авианесущим кораблям.

Такие требования наложили серьёзный отпечаток на этот проект. Подводный авианосец должен был быть не просто носителем пары самолётов, а полноценной боевой единицей, с достаточным запасом и выбором носимой авиации. Так инженеры Electriс Boat приняли принципиальное решение - самолёты должны хранится не в пусковых шахтах или прочих подобных извращениях - а в нормальных ангарах, где их можно будет обслуживать и оснащать различным вооружением перед вылетом. Не стали отказываться и от взлётной палубы - большинство первоначальных вариантов запускали самолёты как нормальные авианосцы со своей ВПП. Все эти решения потребовали увеличить размеры субмарин. Старт с палубы требовал уменьшить осадку, что бы поднять палубу повыше, для этого требовались балластные цистерны, большие чем на обычных лодках. Сам ангар и палуба (в большинстве проектов сформированная из 2-дюймовых стальных плит HY-80) весили много, что ещё увеличивало лодку.

Всего на первоначальное рассмотрение военным было предложено 12 различных дизайнов подобных авианосцев. Основная масса отличалась только способом размещения самолётов - базовые характеристики самой лодки были одинаковыми. Силовая установка - 2 ядерных реактора D2G. Длина - 256 метров. Ширина по ватерлинии - 32,4 метра. Высота борта - 20,5 метров. Полное водоизмещение - 100.000 тонн. Максимальная скорость - 21 узел. Экипаж - 430-390 человек. Максимальная глубина погружения - 450 метров. Для самообороны в подводном положении должны были быть установлены торпедные аппараты, в надводном - выдвижные ЗРК Mauler. Так же отличительной чертой большинства проектов было использование двух рубок - одной для управления лодкой, второй для контроля полётов.



ЗРК Mauler.

Вариант А:


Проект со стандартной полётной палубой и элеваторами в носу и корме. Предполагалось размещение до 41 самолёта укороченного взлёта и посадки. Данная иллюстрация позволяет оценить внутреннее устройство подводного авианосца, например отделение ангаров от подъёмников шлюзами, в которых во время погружения создаётся избыточное давление.

Вариант В:


Самолёты размещаются в вертикальных шахтах на выдвижном пусковом столе. Сам пусковой стол после выдвижения для облегчения пуска поворачивается до угла в 40 градусов к горизонту. Посадка самолёта производится методом, аналогичным субмаринам AN - самолёт пристыковывается к пусковому столу и убирается обратно в шахту. Всего 17 самолётов в 17 шахтах.



Размещение самолёта в вертикальной шахте.



Размещение самолёта на стартовом столе.

Вариант С:


Самолёты размещаются в наклонных шахтах. Это позволяет не использовать сложную конструкцию пускового стола из Варианта В. Посадка самолёта осуществляется на посадочную палубу по центру лодки. После посадки самолёт силами команды помещается обратно в стартовую шахту. 9 самолётов в 9 шахтах.

Вариант D:


Полётные палубы размещены на двух приподнятых относительно корпуса надстройках, это позволяет уменьшить балластные цистерны и разместить больше самолётов, но из-за малых размеров взлётных палуб на этом варианте могут использоваться только самолёты вертикального взлёта и посадки. Авиагруппа - 50 самолётов.

Вариант Е:


В целом аналогичен предыдущему варианту, но полётные палубы увеличены для возможности обеспечения взлёта и посадки одновременно большего количества СВВП. Интересно, что в проекте предусмотрена всего одна рубка, в которой размещены как посты управления лодкой, так и полётами. Авиагруппа - 50 самолётов.

Вариант F:


Взлёт самолёта может происходить не только с наружной взлётной палубы, но и изнутри лодки по трамплину. Также трамплин может быть использован для подъёма и спуска самолётов в ангар. Основная полётная палуба также присутствует и может использоваться по своему назначению. Как и в предыдущем варианте, у лодки всего одна рубка. Авиагруппа - 42 самолёта.

Вариант G:


Аналогичен варианту F, но используются сразу два трамплина, это даёт уменьшение времени запуска большой группы самолётов, но уменьшает общее количество их на авианосце. Авиагруппа - 35 самолётов.

Вариант Н:


Повторяет решения двух предыдущих вариантов, но трамплины-рампы размещены в центре корпуса и используются лишь для подачи самолётов на взлётную палубу. Интересно, что выход с трамплина сделан максимально малым, потому выполнен в виде круга. Данный дизайн серьёзно отличается размерами от всех предыдущих. Длина - 290 метров. Ширина по ватерлинии - 38,2 метра. Высота борта - 20,5 метров. Полное водоизмещение - 120.000 тонн. Потому этот вариант несёт самую большую авиагруппу - 65 самолётов.

Вариант I:


Немного уменьшенный дизайн с иной формой корпуса, более широкой, что делает ВПП более удобной. Один элеватор расположен по центру. Авиагруппа - 32 самолёта.

Вариант J:


Самолёты вертикального взлёта и посадки размещены в 8 отдельных ангарах, имеющих выход на малую палубу для взлёта и посадки. Авиагруппа - 38 самолётов.

Вариант К:


Аналогичен предыдущему варианту, но самолёты размещены в 16 ангарах по 2 в каждом, а полётных палуб три. Авиагруппа - 32 самолёта.

Вариант L:


Малый вариант подводного авианосца на 10 самолётов. Спроектирован для продажи на экспорт союзникам или постройки в случае нехватки средств на предыдущие дорогие варианты. Длина - 190 метров. Ширина по ватерлинии - 22,6 метра. Высота борта - 17,5 метров. Полное водоизмещение - 63.000 тонн.

[Сравнение размеров наибольшего Варианта Н с Проектом 941 ]

Сравнение размеров наибольшего Варианта Н с Проектом 941 "Акула":


Для дальнейшей проработки военными был выбран вариант А, как наиболее отвечающий требованиям флота. Вместе с ним должны были поступить в разработку и самолёты к нему. Предполагалось создать или адаптировать под подводный авианосец три типа самолётов: малый ударный СВВП, многоцелевой дозвуковой самолёт, сверхзвуковой истребитель. Интересны и требования обеспечить возможность использования подлодки как транспортной - предполагалась перевозка военных группировок численностью до 2000 человек, со всем их снаряжением и техникой (танки, грузовики, вертолёты и многое другое), что требовало проработки высадочных средств. Другим вариантом использования подлодки была транспортировка на ней передвижных комплексов МБР, в том числе с возможностью пуска с палубы. Были выдвинуты многочисленные рекомендации по доработке лодки.



Кликабельный чертёж изначальной версии варианта А подводного авианосца.



Размещение самолётов в ангаре.



Конструкция взлётной палубы.

Средняя стоимость постройки одного такого авианосца - 247 миллионов долларов США по курсу 1963 года. Военные не были готовы платить такую цену и в начале 1964 года проект был закрыт, как не имеющий перспектив.

Источники:
“Submersible Aircraft Carrier for Naval Strike Operations A Preliminary Loutlook,” General Dynamics | Electric Boat, C417-63-047, 3 November 1963

атомпанк, проекты, подводные авианосцы, подлодки, тяжёлая наркомания, холодная война, сверхзвук, история, СВВП, флот, авиация, США, истребители, штурмовики

Previous post Next post
Up