"Над вымыслом... обольюсь"

Jul 17, 2011 23:55



Последний месяц разбираю архивы конца 1980-х--начала 1990-х: вырезки из газет, материалы к заседаниям Верховного Совета России, переписку Комитета по международным делам, письма Ельцина, Хасбулатова, Козырева и прочих недавних "властителей дум"... (В пятницу виделись с Олегом Румянцевым, несостоявшимся российским Джеймсом Мэдисоном).

Здесь же подшивки журналов, включая региональные "Дон", "Кубань" (с главным редактором "Кубани" познакомился дома у Вадима Кожинова), "Сибирь", "Неву", прибалтийскую "Радугу", специализированные "Искусство кино", "Литературная учеба", "Советская литература", редактировавшаяся Прохановым. И газеты, включая такую экзотику как "Литературный Иркутск" и "Молодежь Грузии". Здесь же "Общая газета" Егора Яковлева с первых номеров. (Врага надо знать в лицо!)

Госдума первых созывов была еще местом для дискуссий. Отчеты о заседаниях ГД интересно читать даже в официозных "Известиях". Вот, например, статья "Коммунисты поддержали А.Солженицына" в номере от 7 июля 1994-го:

Только благодаря вмешательству фракции коммунистов Государственной думе на пленарном заседании 6 июля удалось со второго захода принять решение пригласить для выступления в этой палате Федерального Собрания А.Солженицына. Автором предложения выступил депутат С.Говорухин, который также обвинил средства массовой информации в организации информационной блокады поездки А.Солженицына по России. С.Говорухин предложил коллегам принять два постановления. Первое - предписать всем СМИ немедленно снять информационную блокаду. Второе - пригласить писателя выступить в Думе. И то, и другое не получило необходимого большинства голосов. Однако представитель фракции КП РФ Братищев убедил коллег переголосовать. И, надо полагать, поддержка депутатов-коммунистов обеспечила прохождение постановления.

(Выступление Солженицына действительно состоялось 28 октября того же года. Текст можно здесь посмотреть: http://evmeny.livejournal.com/43729.html).

В те годы я выписывал порядка 30 ежемесячных изданий и еще столько же газет. Был вхож в редакцию "Нашего современника". Но в 1985-м журнал еще не выписывал. Этот номер я купил в букинистическом магазине Феодосии, куда каждое лето ездили с Сергеем Жариковым, лидером "ДК". (Читайте статью Сергея Летова о Сергее Курехине в блоге Сергея Жарикова: http://soz-data-ccount.livejournal.com/125952.html)
Журнал купил из-за эссе о Грибоедове, не вошедшем в окончательный вариант работы Чивилихина "Память".

Но сегодня внимание привлек другой текст: "Американцы. Восьмидесятые годы" Владимира Николаева. Имя автора мне ничего не говорит. Из интернета узнал, что он 1925-го года рождения, закончил журфак МГУ. "Шестьдесят лет работы посвятил журналистике и литературе. В качестве корреспондента объездил полмира (в том числе в течение тридцати лет - от журнала «Огонек»). Автор трех десятков публицистических книг, из которых 22 - о США, вернее, об американцах, об их повседневной жизни, с которой он близко познакомился, не раз путешествуя по Америке во второй половине прошлого века".

Почитаем... Интересненько... Я сам за последние двадцать лет больше 50 раз был в Америке... Через месяц в очередную 4-месячную поездку в южный штат отправляюсь...

И что же нам рассказывает Владимир Николаев в сентябрьском номере "Нашего современника" за 1985-й год?

Быстрыми темпами начала развиваться советско-американская торговля, и сами американцы отмечали ее взаимовыгодность. Своими глазами я видел, как улучшение советско-американских отношений благотворно сказывалось на моральном климате Америки, как американцы стали увереннее смотреть в будущее... (с.171).

Во как! На моральном климате Америки! Перефразируя название известного романа Кочетова, "чего же ты хохочешь?"

Тридцать лет ездил по миру в качестве спецкора "Огонька"? Коротич, главный перестроечный редактор "Огонька" за шесть лет до признания его (в 1989-м) некими американскими журналистами "лучшим редактором года" тоже книжку "Лицо ненависти" тиснул, в которой запечатлел "образ Америки 80-х годов, разъедаемой ненавистью изнутри и сеющей ненависть в мире". Госпремию, между прочим, за книженцию получил.




И к столетию вождя в 1970-м слезливую поэму "Ленин, том 54" сочинил.

На скатерти -
                    крошки хлеба:
ходок приходил с Поволжья.
На скатерти -
                    капли крови:
был с Украины боец.
Они проходили охрану.
Они говорили просто:
"Нам надо увидеть Ленина".
И пропускали их.
Всех Вам принять нужно,
всех Вам понять нужно.
Да не остановится сердце,
вместившее целый свет!

Вот, лизнул, так лизнул!




Николаев, Коротич - хорошенькая компания собралась!

Автор "Американцев. Восьмидесятые годы" немного рассказывает о себе в предисловии к своей последней книге "Красное самоубийство" (http://knigosite.ru/library/read/60155):

Моя жизнь сложилась так, что еще с 30-х годов прошлого века я рос в атмосфере весьма специфической, как бы готовившей меня к написанию этой книги. Дело в том, что я учился в специальном лицее для детей высшей советской элиты и детей зарубежных коммунистических лидеров: сыновья и дочери Сталина (кстати, Светлана Сталина - моя ровесница), Молотова, Маленкова, Берии, Булганина, внучки Горького, сын Б. Пастернака, сын А. Туполева (знаменитого авиаконструктора) и т. п. Разумеется, нас воспитывали в духе так называемого пролетарского интернационализма, воинственного учения о мировой революции. В те годы открыто и вдохновенно писали, пели и говорили, что именно мы принесем на штыках (!) во все страны такое же счастье, какое уже завоевали в России.

И сразу после этого:

Я был обязан написать эту книгу, потому что мы до сих пор не знаем всей правды о советской истории, которую большевистская пропаганда исказила до безобразия.

Вот, ведь как! Ай, да, сукин сын! "Шестьдесят лет" провел на боевом посту, а теперь несет про "большевистскую пропаганду", которая что-то "исказила". Вы и убили, батенька!

Америка, СМИ, "Пятая колонна", Солженицын

Previous post Next post
Up