Журнал Men’s Health опубликовал заметку Олега Радула - опытного путешественника, который уже много лет ищет способы не спать за рулем. Он перепробовал массу способов не заснуть: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядки и т.п. А потом понял, что ищет совсем не то, ведь ни один из этих способов не может гарантировать безопасность, потому что это все только позволяют продолжить движение. А главное в путешествиях на авто на дальние расстояния - уметь вовремя остановиться в безопасном освещенном месте, чтобы поспать.
Как понять, вы просто устали и готовы ехать дальше или в течение нескольких минут заснете за рулем? Олегу удалось сформулировать 5 признаков того, что вашей компании точно пора сменить водителя, или же, если вы едете один, свернуть на обочину и подремать. Читайте, запоминайте, рассказывайте об этих признаках знакомым и попутчикам, чтобы они могли вас проконтролировать за рулем. Итак, 5 объективных признаков того, что вы вот-вот заснете:
1. Вы замечаете момент моргания
Это самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? Если вспомнили, отключитесь в течение пары минут! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения - немедленно на обочину!
2. Обман зрения
Фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию - он уже спит! Еще минута, и сознание совсем отключится.
3. Зрение не успевает фокусироваться
Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.
4. Лень напрягать мозг
Попробуй умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно … ему это на фиг не нужно. Лень даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение неплохо нагружает мозг, поэтому тут 2 правила:
Кто болтает - тот не уснет.
Если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит.
В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (судя по записи регистратора): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время - авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.
5. Мелкие нарушения ПДД
Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний свет? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, ты понял…»
Вспомни, случалось ли с тобой что-либо подобное? И расскажи остальным - вдруг твой опыт поможет кому-то избежать беды на дороге.
Как проверить водителя на предмет сонливости?
Бесполезно спрашивать его: «Слышь, ты в порядке?». Ответ всегда будет один и тот же: «В порядке.». Вместо этого, надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания либо напряжения внимания. Например: «А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?», или «Сколько нам еще осталось до …». А лучше даже что-то более сложное, вроде: «Как ты думаешь, что лучше подарить Васе на день рождения?». И если ответы покажутся слишком односложными, либо неадекватными - пора меняться за рулем. А если пациент все же жив, то чтобы его растормошить, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть начать тупо троллить его - неважно. Главное, что во время жарких дебатов уснуть практически невозможно.