Сказать о том, что люди зациклились на стартапах - ничего сказать. После того, как курс сменился на нынешний, а Россия ввела против Европы ответное продуктовое эмбарго, молодые предприниматели принялись наполнять отечественный рынок новыми российскими товарами. Причем под влияние старапов в основном попали сферы продовольствия и потребления. В Москве стали появляться продуктовые лавки с продуктами из ближайших деревень, мебель из IKEI потеснили молодые дизайнеры, а восприятие понятия «ручная работа» и вовсе изменилось. И если еще несколько лет назад производители старались скрывать свои «русские корни», то теперь это наоборот все подчеркивают.
Молодые россияне берут инициативу в свои руки и довольно успешно ее реализуют. Взять хотя фирму LavkaLavka, которая за несколько лет стала одним из самых крупных поставщиков продуктов в престижных ресторанах Москвы. К тому же сейчас у компании уже пять магазинов, в которых можно купить любые виды мяса (начиная от оленьего сердца, до утиной печени) и
овощи со всей России. Как признаются основатели компании, около 80% поставщиков раньше жили в Москве, но за последние годы решили переквалифицироваться в фермеры и переехать за город.
Примерно той же концепции придерживаются цветочные магазины. Сейчас никому уже не нужны дорогие розы из Европы. Делая уклон на уникальный дизайн и качество, лавки продают огородные и полевые цветы в том же количестве. Причем закупая их все в том же Подмосковье у обычных дачников.
Дизайнеры мебели, осознав, что вещи из IKEI уже никому не интересны, выбрались из офисов и схватились за тесаки. По всей стране стали появляться малые предприятия, которые оживили потребительскую сферу. Молодые бизнесмены стали производить модную дизайнерскую одежду, велосипеды, аксессуары, спортивную обувь - все, что можно было продать. Потом назвали свои бренды простыми словами: «Родина», «Спутник» и т.д. И «попали в струю».
В итоге отношение к ярлыку «Сделано в России» изменилось. Изменился рынок. И изменилось отношение россиян к потреблению. И если еще какие-то десять лет назад молодежь мечтала о работе среднего менеджера, то теперь «красивая жизнь» - это делать что-то самому. И делать здесь в России. Эпоха процветания малого и среднего бизнеса - вот к чему мы пришли. И вот, что нам поможет избавить рынок от нефтяной зависимости.