Но даже это вызвало бурю возмущений в социальном мире. Барак Обама вчера завершил свой визит на Кубу и вернулся обратно в Вашингтон.
Как я и предполагал, прием оказался не самым радужным. Хотя и с чего бы? Судя по всему, после того как Рауль Кастро заявил, что в 2018 году не станет выдвигать свою кандидатуру на пост главы Госсовета, в США решили, что эпохе кубинских революционеров пришел конец. Удивительная страна, где переплелась борьба за свободу, нищета, красивые и жаркие женщины, прекрасные антикварные городские пейзажи и своеобразная романтика, - тропический рай наших отцов исчезнет вместе с ее бессмертными лидерами. Мгновенно.
Наверное, именно поэтому Обама, выступая в Большом театре Гаваны, так активно призывал кубинский народ бороться за права и свободы, проводить мирные акции протестов и «бросать вызов своему правительству». Иначе говоря, предлагал немного американской «демократии», которая принесет большие перемены в их жизнь.
Конечно, перемены для Кубы действительно возможны. Но отступится ли семья Кастро так просто от своих принципов? Я не думаю. Рауль явно дал понять, что не считает Обаму свои другом или хотя бы достойным человек: после пресс-конференции, когда президент США Барак Обама хотел похлопать по плечу кубинца, Руаль перехватил его руку и помахал в воздухе. Знаете, если несколько раз
пересмотреть этот ролик, то начинаешь чувствовать, сколько ненависти в этом моменте. На выходе из зала Обама решил повторить дружественный жест, но и тут Рауль пренебрежительно от него отстранился.
Исследования в журнале «Social Influence» говорят, что в конкурентных ситуация подобный жест считается проявлением некоторой снисходительности или попытки доминировать. А пренебрежительная реакция собеседника означает, что он не нуждается в помощи или чувствует угрозу, исходящую от похлопывающего. Стоит отметить, что скорей всего мы стали свидетелями эталонного случая в этом эксперименте.
Кстати, это и стало результатом «исторического визита» американского президента на Кубу. Страны так и не заключили никаких принципиально важных соглашений, а Обама, хоть и назвал визит «похоронами последнего пережитка холодной войны», не считает, что это приведет к какой-то трансформации в отношениях с Кубой.