Экономика в цифрах

Jan 07, 2016 17:00


Миллионы российских туристов остались без летнего отдыха на море, десятки перспективных девелоперских проектов навсегда остановили свою работу, недорогие овощи и фрукты стали покидать прилавки магазинов, цены на продукты начали расти, экспортный газопровод «Турецкий поток» так и не достиг своего финала. Это мы слышим от зарубежных аналитиков и журналистов, но сегодня в рубрике Business Geek только цифры о том, как же российский рынок отреагировал на санкции против Турции, и стоит ли игра тех аплодисментов, которые от нас требуют.


Чтобы понимать, о каких суммах идет речь, посмотрим, от чего же нам пришлось отказаться. Товары из категории фрукты: цитрусовые, абрикосы, вишня, персики, виноград, орехи, яблоки, груши, дыни - $394 млн. А также овощи: томаты, лук, чеснок, огурцы, капуста, бобовые, морковь, репа, картофель - $351 млн. Плюс, рыба, мясо и соответствующие субпродукты. Всего за 9 месяцев 2015 года в Россию из Турции могло бы быть доставлено товаров из санкционного списка на $795,4 млн. Это четверть от всего турецкого импорта. Но есть ли аналоги?

Да. За этот же промежуток времени из Египта и ЮАР было доставлено цитрусовых на $247,8 млн. Яблоки провозились из Аргентины($79,4 млн за первые 9 мес. 2015 г.), Белоруссии, Сербии и Китая. Оттуда же к нам идут большие партии персиков и абрикосов. А львиную долю томатом, о которых так усердно сетуют турки, нам с легкостью заменят Марокко, Азербайджан и Израиль. Импорт винограда из Чили составил почти $31 млн. И я уже не говорю об увеличении собственного производство. Все-таки не зря любой экономический семинар сопровождается столь частым употреблением слова - «импортозамещение».

Как предполагают аналитики, сильнее всего санкции скажутся на туристическом бизнесе России. Миллионы россиян каждый год летают в Турцию, чтобы отдохнуть, насладиться солнечными пляжами... и потратить денег. Но по факту, единственное, что теряет Россия, это направление для авиаперевозчиков. При всем желании около 9 млрд рублей (куда больше мы потеряли из-за закрытия Египта). А вот рынок Турции получал от российских туристов даже больше, чем от экспортно-импортных операций - минус $3 млрд. Сокращение визитов частных предпринимателей - еще $4 млрд.

И я уже не говорю об инвестициях и энергетических проектах. Если рынок закроется, то Турция потеряет огромные инвестиции, направленные на строительство «Турецкого потока» и АЭС «Аккую». При этом Россия никак прямых инвестиций со стороны Турции в свой рынок не имеет, а значит, и не теряет. Единственный минус, это то необходимое влияние в поставках газа, которое бы позволило нам отказаться от переговоров с Украиной. Но что-то мне подсказывает, что в Европе еще найдутся страны, которые захотят провести газовую трубу из России по своей территории.

Вот и получается, что все банальные политические споры сводятся лишь к цифрам. Если просто сложить все изложенные данные, то получается, что сейчас Турция может потерять 1,6% своего ВВП. Россия лишь продолжит процесс реформирования рынка в других направлениях. Ведь все товары, от которых нам пришлось отказать, взаимозаменяемы.

торговля, экономика, бизнес, санкции, business geek, рынок, Турция, Россия

Previous post Next post
Up