С удивлением для себя, всё чаще прихожу к мысли о том, что домашнее обучение - это не так уж и плохо. Раньше я была настроена категорически против обучения дома, при условии, если ребёнок самый обычный, не отстающий и не уникум, а просто середнячок, но с тех пор, как Марго пошла в школу, многое поменялось в моём восприятии процесса обучения и социализации посредством школы.
За первый год Рита достигла такого прогресса, которого я ждала в прошлом году от курсов, но на курсах она так и не "включилась" и сама я не смогла её даже читать научить. Это был большой плюс в пользу школы, однако, самые большие скачки развития случались после домашних занятий, когда мы сидели на больничном, а в школе Марго могла не заниматься, в тетради не писала, контрольные выбрасывала в мусорку или приносила домой (и хорошо, лучше этого не видеть учителю))).
Я поняла, что амбиции свои мне лучше поубавить, а вот регулярности в занятиях добавить - и всё будет случатся "само собой". Школьная программа и гонка за показателями очень сильно расшатывают нервы родителям и самим ученикам, если они "середнячки, ближе к отстающим". Как только я поняла, что мой ребёнок даже не посредственность, а чуть ниже, сразу же появилось вот это "у каждого свой темп развития", которое раньше могло касаться кого угодно, только не Риты. И таки да, темп развития у каждого свой и школа действительно ровняет всех под одну гребёнку. Я сначала очень болезненно реагировала на то, что Рита что-то не может понять или сделать из того, что "должна", но сейчас у меня появилось стойкое желание не ставить на ней крест отмахиваясь тем, что она просто не очень одарённая. Я просто уверена в том, что она ещё "раскачается" и будет не хуже остальных, более того, у неё есть определённые склонности и таланты, которые стоит развивать и на это нужно делать упор.
Второй момент, который меня просто ужасает в школе - это поведение детей и то, как они друг за другом повторяют самое плохое, особенно, если есть склонности. На последнем родительском собрании (напомню, это первый класс) поднимали следующие темы: зависимость от телефонов, мат, слова-паразиты, прогулы физ-ры, воровство, драки, наркотики, уголовная ответственность несовершеннолетних. Не буду говорить какие, но три темы из заявленных касались Риты, и это только то, что я знаю.
Конечно, мне просто хочется закрыть её колпаком от всей этой взрослой жизни, и в школе я вижу зло. Возможно, в нашем случае, домашнее обучение мало помогло бы в достойном воспитании и более эффективном обучении, потому что я сама не лучший пример, но я охотно понимаю родителей, которые не ведут своих детей в образовательные учреждения. Ни одна самая крутая гимназия не даст маленькому человеку то, что может дать семья, но не всякая семья! До сих пор я всё пытаюсь выделить эти критерии, которыми обладают те семьи, на которые хочется ровняться!
Это не обязательно высший слой общества в финансовом плане, хотя такие семьи всегда достаточно обеспечены, но это высший слой в интеллектуальном плане и это известные фамилии, люди, которые обеспечивают прогресс человечества в науке и искусстве. Эти семьи большие, в них много братьев-сестёр, в роду сливаются несколько сильных ветвей и отношения между родственниками поддерживаются. Здесь присутствуют семейные традиции и их хранят из поколения в поколение, как и вещи, как и знания. И вера, всегда есть вера, Бог, церковь - это даёт крепкую опору и радость. Потомки таких семей активные, спят мало, работают много и эффективно, проблемы решают быстро. Дети их начинают читать рано, они любознательны и способны заниматься сами, к тому времени, как приходит срок идти в школу они значительно опережают своих сверстников по развитию (о садике я даже не пишу, там вопросов таких не возникает). Отдавать таких детей в школу - погубить их. Да им и некогда, скорее всего, они уже плотно занимаются балетом, живописью и музыкой, не из-под палки, а по желанию. Утопия? Мои фантазии и домыслы?
Как-то очень остро я переживаю свою несостоятельность и ещё сильнее - когда вижу себя в своих детях. Хочется как-то улучшить их жизнь, вывести на новый уровень, выше того, на котором нахожусь я. Такое себе желание, ничего не имеющее общего с внутренней гармонией. По идее, я должна заниматься собой в первую очередь, а дети сами разберутся. Очень сложно признать, что я нахожусь там, где заслуживаю находиться, и только признав своё положение, можно куда-то дальше двигаться. Ведь семьи состоят из людей, из личностей, в превую очередь, личность первична.
---
Хочется бежать из этого царства гопников и трущоб, но от себя не убежишь.