10. История любви, основанная на реальных событиях (мемуары, документальная проза) - Джузеппе Верди "Травиата", опера
Париж, 1844 год, молодой Александр Дюма (сын) встречает известную куртизанку Мари Дюплесси и у них завязывается страстный роман, который длится год и прекращается по инициативе Дюма-отца, так как это вредит репутации семьи.
Мари неизлечимо больна туберкулёзом, она умирает в 1847-ом в возрасте 23 лет, после смерти её имущество распродаётся с аукциона за долги, Дюма-сын в это время находится в путешествии, он спешит в Париж и успевает купить цепочку с медальоном, это всё, что остаётся ему в память о любви.
В 1848 году выходит роман "Дама с камелиям" авторства Александра Дюма (сына), в основу которого легла история Мари Дюплессии. Книга сразу становится очень популярной и в 1853 году, по мотивам романа Дюма, на сцене театра Ла Фениче на суд публике представляется опера Верди на либретто Франческо Пяве, которая носит название "Травиата" - "падшая". Опера находит признание только во второй редакции, а в последствии ставится на всех мировых сценах.
Я смотрела 1459-ый спектакль со дня первого представления в Мариинском театре (1868 год) и 40-ой спектакль постановки 2015 года.
Исполнители:
Виолетта Валери - Екатерина Гончарова
Флора Бервуа - Эвелина Агабалаева
Аннина - Варвара Соловьева
Альфред Жермон - Дмитрий Воропаев
Жорж Жермон - Ярослав Петряник
Действие происходит в Париже. Известная куртизанка Виолетта Валери ведёт праздную и разгульную жизнь, хвалясь тем, что её сердце никогда не знало любви и она - свободна. Однако,юному виконту Альфреду Жермону удаётся растопить её сердце. Он увозит её от прошлой жизни, влюблённые поселяются в загородном доме и очень счастливы. Виолетта надеется, что любовь спасёт её от смертельной болезни, которая забирает её силы.
Внезапно покой молодых людей нарушает отец Альфреда - Жорж Жермон. Пока Альфред находится в отъезде, Жорж убеждает Виолетту оставить возлюбленного ради его же репутации и она уступает во имя любви.
Виолетта обставляет всё так, будто бы она сбежала к своему бывшему любовнику. Альфред не хочет верить, но обезумев от ревности, в итоге, оскорбляет Виолетту, бросив ей в лицо деньги, как плату за любовь распутной женщины.
Очень быстро от пережитых страданий Виолетта угасает - коварная болезнь берёт своё. В это время, не выдержав мук совести, Жорж Жермен рассказывает своему сыну всю правду о том, что это он заставил Виолетту бросить его. Альфред мчится в Париж, но поздно: любимая умирает у него на руках. В память о своей любви, она оставляет ему медальончик на цепочке.
...
Состав в этот раз был не такой сильный, как на
опере "Лючия ди Ламмермур", понравился только Ярослав Петряник (Жорж Жермен), шикарный, глубокий и бархатный баритон. Ему и аплодировали сильнее всего, так что не думаю, что я преувеличиваю.
Сама постановка очень зрелищная, эффектные декорации и костюмы, сюжет динамичный, смотреть и слушать её, неискушённому оперой зрителю, будет не скучно. Я знаю, как порой сложно бывает, с непривычки, выдержать "атаку" классической музыкой и оперным исполнением на итальянском языке. ;-) Новенькая постановка, видимо, учитывает восприятие современного зрителя, здесь много ярких визуальных стимулов, очень живописная сцена карнавала, с воздушными гимнастами. Так же в постановке используются современные технические средства, такие, как видеоинсталляция.
Вот несколько фотографий с сайта Мариинского театра, чтобы не быть голословной.
01
Дуэт Виолетты и Жоржа Жермона, они плывут на лодке по озеру вокруг дома, лодка двигается по настоящему. В это время на дом проецируются картины природы, закатное небо, цветущие деревья.
02
Это основная декорация - макет дома. Дом поворачивается вокруг своей оси, в нем несколько по-разному оформленных комнат. Читала, что зрители жалуются на скрип контрукций во время поворотов, но я ничего подобного не заметила, сидела в 18 ряду, в партере.
03
Сцена карнавала с матадорами, цыганами и воздушными гимнастами, это самая яркая и запоминающаяся сцена. Многие зрители не выдерживали и периодически делали фотографии и снимали видео.
04
"Падшая" во всей своей красе, разгульная жизнь Парижских салонов.
05
Заключительная сцена - трагическая гибель Виолетты.
Такая вот необычная для своего времени история. Точнее, история-то может и обычная, а вот подробное освещение этой истории необычно, о таком не принято было говорить. Видано ли, главная героиня - куртизанка! Это мы сейчас ко всякому уже привыкшие. Однако, трогательная любовная история сделала своё дело и произведение нашло отклик в сердцах зрителей. Современному зрителю такие трагедии, возможно, где-то кажутся наивными, но тот факт, что события автобиографичны и прототипы героев существовали на самом деле, придаёт опере особую пикантность.