Продолжаю цитировать избранные места из книги Кэтрин Кволс "Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания", сегодня речь пойдёт о переориентации такой ложной цели, как месть. Когда мы подавляем детей, используя свое превосходство над ними, они впадают в отчаяние и проявляют склонность призывать на помощь месть. Ощутив свою никчемность, неприязнь и обиду, дети испытывают желание выместить все это на ком-нибудь. Ребенок, впавший в отчаяние, способен в открытой форме навредить как себе, так и другим.
Терри была уличена в краже пятидесяти центов у мальчика в школе, и учитель послал ее родителям записку. Мама Терри была вне себя от ярости: "Терри, как ты могла так подло поступить? Мы бы тебе дали денег. Мне стыдно за тебя. Ты приносишь нам одни неприятности! А теперь иди в свою комнату! Я не хочу видеть и слышать тебя до тех пор, пока ты не осознаешь свою вину и не извинишься за все, что ты наделала!". Мама шлепнула ее по заднему месту и. крепко схватив за руку, отвела в комнату.
Спустя полтора часа после того, как Терри вышла из своей комнаты, она решила покрыть ногти лаком. Она выбрала флакон с перламутровым розовым лаком для ногтей и села за мамин стол, несмотря на то, что мама много раз просила ее не играть на нем. Закончив покрывать ногти лаком, она "случайно" разлила по всему столу жидкость для снятия лака, когда пыталась убрать его остатки с ногтей.
Нужно терпеливо и с пониманием разглядеть сквозь затаённую обиду то, как может проявить себя ребёнок, охваченный чувством мести. Это поможет вам понять, что ненависть, которая от него исходит, связана с его внутренними переживаниями. Для вас важно решить, что именно вы положите конец "войне" и именно вы будете первым, кто прекратит вымещать свою обиду. Это трудно, потому что мы всегда чувствуем, что имеем полное право отомстить обидчику и преподать ему урок.
Когда ребёнок пытается вам навредить, прямо или косвенно (дерзость, побег из дома, плохая успеваемость), это, в первую очередь, признак вашего диктата, если вы диктуете условия - готовьтесь к расплате. Конечно, вы всегда можете решить вопрос с позиции силы, но ни кнут, ни пряник не являются эффективными методами подготовки ребёнка к жизни. Унижение (окрики, бранные слова, приказы) и телесные наказания имеют и другие побочные эффекты, помимо желания отомстить, такие как неуверенность ребёнка в себе, недоверие к вам. Унизив ребёнка, мы, в итоге, добьёмся того, чего хотели от него,но это будет временным явлением.
Аргументы против телесного наказания
- в телесном наказании нет необходимости, существуют более эффективные методы воздействия, исключающие насилие;
- телесное наказание смешивает в себе два несопоставимых понятия: дисциплинарное воздействие и наказание, в свою очередь, дисциплинарное воздействие применяется с целью научить чему-либо, а наказание есть контроль и возмездие, но, ошибки детей - не преступления, они не требуют исправительных мер
- телесное наказание утверждает такие опасные методы воздействия на личность, как устрашение, боль и запугивание в качестве допустимых, именно поэтому, наказывают телесно те родители, которых наказывали так же в детстве
- если вы привыкли использовать телесное наказание, отказ от него будет маловероятен, т.к. это действительно самое быстродействующее средство получить то, что вам нужно (но не исправить поведение в корне)
- телесное наказание смешивает такие понятия как любовь и насилие
- телесное наказание устраняет только внешние причины, не устраняя внутренние
- телесное наказание таит в себе опасность, т.к. может перерасти в жестокое избиение с нанесением тяжёлых травм
- телесное наказание усиливает агрессивность ребёнка: насилие порождает насилие
- телесное наказание может нанести непоправимый вред физическому, умственному, духовному и эмоциональному развитию ребёнка
- телесное наказание снижает интеллектуальные способности
- телесное наказание ущемляет ребёнка в законом праве на равную социальную защиту
Если вы выбираете мир, то мысленно перечислите пять основных качеств, за которые вы любите своего ребенка. Трудно припомнить такие качества человека, на которого вы разозлились. Но необходимо. Размышления о качествах, за которые вы любите своего ребенка, изменят ваше негативное отношение к нему.
Второй шаг - сделать что-нибудь, чтобы восстановить взаимоотношения с ребенком. В явно выраженных случаях мести такие взаимоотношения невозможны, потому что ваша обоюдная обида будет настолько сильна, что вы не сможете терпеть даже присутствие друг друга.
И последнее, определив цель "месть", пользуйтесь только естественными последствиями поступка ребёнка до тех пор, пока между вами не установятся нормальные отношения. Избегайте идти на конфронтацию с ребенком, если вы разозлились. Ребенок ощутит вашу злость и сможет использовать ее против вас.
Развивая события, изложенные в предыдущем примере, замечу, что мама Терри поняла, что нанесла дочери обиду, наговорив ей много неприятных вещей. В течение двух дней после инцидента с лаком мама ничего не говорила об испорченном столе. Она не стала вымещать на Терри свою обиду и не наказала ее. Все это время мать размышляла над тем, какие качества Дочери отличают ее от других, и даже не преминула сказать о некоторых из них самой Терри. Когда двухдневный "охладительный" период закончился, мама заговорила с Терри о происшедшем инциденте: "Я, должно быть, обидела тебя, сказав, что от тебя одни только неприятности. Порой, когда я не знаю, что еще сказать, я говорю обидные вещи. Мне очень жаль, и я решила сделать какое-нибудь украшение, которое бы закрыло пятно на столе. Ты можешь помочь мне?" Мама с пониманием отнеслась к своей дочери. В результате ее решимости прекратить обоюдное вымещение обид, им удалось наладить взаимоотношения в то время, когда они вместе придумывали украшение, которое закрыло бы поврежденную поверхность стола.
Воспользуйтесь своими внутренними ощущениями как руководством к действию и пониманию, что может чувствовать ваш ребенок. Если вы обижены на него и хотите отомстить - это верный признак, что и целью ребенка является месть. Однако, если вы удовлетворите своё желание свести счеты и накажете ребёнка, это ни в коей мере не улучшит сложившуюся ситуацию.
Мои размышления. В детстве я испытала все прелести телесных наказаний на себе, но сколько бы я не зарекалась так не поступать со своим ребёнком, первая стрессовая реакция у меня - подзатыльник. Упоминание о том, что отказ от телесного наказания в таком случае маловероятен, конечно меня расстроил, но и исполнил решимости, ведь "маловероятно" не равно "невозможно", может, это такая своеобразная мотивация "от противного", ведь все описанные последствия данного метода воспитания - чудовищны. Как агрессивный человек, я знаю, как легко, распустив руки, дойти до самой настоящий бойни, где все методы хороши. По статистике, все бытовые убийства случаются после незначительной ссоры, просто кто-то распускает руки, а дальше, ярость ослепляет уже обоих.
Выходы вижу такие: обратиться со своей проблемой к психологу, найти своей агрессивности адекватный выход.
Кто-то наверняка скажет: просто не распускай руки, но это "просто" не так просто.
Предыдущие части конспекта книги:
1. Привлечение внимания 2. Борьба за власть Вся книга
ЗДЕСЬ