1.
На протяжении веков народ искал убежище в религии и искусстве. Храмы объединяли в себе и то, и другое.
Все мы наслышаны о великих живописцах, расписавших соборы западной Европы.
Хочется, чтобы наш народ знал и "своих героев", мог оценить вклад русских изографов в мировое искусство.
(Для справки. Изографами называют древнерусских живописцев.)
Выставка "Костромская икона" в Свято - Троицком Ипатьевском мужском монастыре города Костромы, знакомит нас с лучшими иконами костромских изографов.
Особое внимание обращают на себя работы Гурия Никитина. На фотографии (выше) изображена стена с иконами этого мастера.
Слева на право:
- Круг Гурия Никитина Кинешемцева Рождество Христово.
- Спас Великий Архиерей.
- Богоматерь Феодоровская, со сказанием.
- Спас Смоленский с Ангелом-Хранителем и великомучеником Феодором Стратилатом.
- Успение Пресвятой Богородицы.
- Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием.
Ниже представлены фотографии с выставки.
2.
Небольшой отрывок о написании иконы Божьей Матери.
На современном языке звучит приблизительно так: "В 1669 году, во время сильной болезни Иоанна, явились к нему во сне двое мужчин во святом одеянии и сказали: "Если хочешь выздороветь, то обещай поехать в город Кострому, поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы Феодоровской, отслужить молебен, сделать точную копию этой иконы, и воздвигнуть Храм во имя Пресвятой Богородицы". Иоанн вскоре поехал в Кострому и рассказал об этом. Святые отцы поведали ему об искусном иконописце костромском Гурии Никитине. Как о человеке благочестивом, богобоязненном, живущем в девстве (не являясь монахом). Подходящем для того, чтобы написать этот святой образ. Гурий Никтитн отложил написание иконы до Великого поста. Постился, исповедался, причастился. И только после этого приступил к написанию иконы..."
3.
Богоматерь Феодоровская со сказанием, написанная Гурием Никитиным. Кострома, дерево, темпера.
4.
5.
Одна из икон Гурия Никитина, с выставки. Благословение на съёмку у меня было. Всё сфотографировала, но условия съёмки не позволили передать всей красоты красок и образов. Поэтому не выкладываю иконы. Нужно обязательно увидеть их вживую. Почувствовать энергию, исходящую от шедевров.
6.
В помещении, занимаемом иконной лавкой, размещена информация о других работах Гурия Никитина.
Здесь рассказывается, в каких храмах страны можно увидеть работы мастера, сделанные собственноручно или под его руководством.
Слева изображена композиция "Благовещения Пресвятой Богородицы", расположенная на сводах Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
Справа увеличенный образ Богородицы с этой композиции.
7.
Ещё две работы из Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
8.
Далее фото других соборов, где можно увидеть работы мастера.
Собор во имя Архангела Михаила в Московском Кремле. В 60-е годы XVII века Гурий Никитин, аттестованный как иконописец первой статьи, вместе с иконописцами разных городов участвовал в росписи Архангельского собора города Москвы. В награду за роспись храма дано было ему 5 аршин гамбургского сукна.
9.
Собор в честь Воскресения Христова на Нижней Дебре города Костромы. В 1651 году Гурий Никитин принимал участие в росписи папертей собора, осваивая искусство фрески под руководством костромского иконописца Василия Ильина Запокровского.
10.
Церковь во имя Живоначальной Троицы в Никитниках города Москвы, в росписи которой в 1653 году участвовал Гурий Никитин вместе с ярославскими и костромскими художниками.
Церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Тутаева (бывший город Романов). В 1650-х годах вместе с Василием Ильиным Запокровским расписал паперти собора, а далее в 1676 году выполнил роспись (далее нечитаемо).
11.
Церковь во имя Живоначальной Троицы Данилова монастыря города Переславля Залесского. Роспись этого храма в 1662 году была первой самостоятельной работой Гурия Никитина во главе костромичей - изографов.
12.
Церковь в честь Воскресения Христова и собор в честь Успения Пресвятой Богородицы Ростовского кремля. Оба храма были расписаны костромской артелью художников под руководством Гурия Никитина в 1670-1675 годах.
13.
Церковь во имя святого пророка Божия Илии города Ярославля. В начале 1680-х годов костромские иконописцы во главе с Гурием Никитиным выполнили не только роспись храма, но и иконы для иконостаса.
14.
Собор в честь Преображения Господня Спасо-Ефимиева монастыря города Суздаля. Роспись Спасо-Преображенского собора в 1689 году последняя храмовая роспись костромского изографа Гурия Никитина.
Рекомендую по возможности побывать на выставке костромской иконы в Ипатьевском монастыре и в Храмах, где работал знаменитый костромской изограф.
Костромская школа иконописи поразила до глубины души. На втором этаже выставки собраны все "сливки" (по моему мнению)!
Если ещё раз окажусь там, начну сразу со второго этажа. Чтобы осталось больше сил и времени на изучение великого наследия.
Лично от себя, хочу дать несколько советов людям, которые хотят научиться читать иконы и фрески:
1). Посетить экскурсии, где расскажут, как читать фрески, иконы. Например, в Москве есть экскурсия "Чудотворные иконы Москвы".
В поездке по Золотому Кольцу России учат этому.
Можно отправиться в паломничество. Хотя бы однодневное. Там знания приходят быстрее.
2). Научиться узнавать святых. Желательно почитать про их жизнь.
3). Сходить в музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве, находящийся в Спасо-Андрониковом монастыре. Мы там случайно попали на выставку с лекцией о житийных иконах прославленных святых. Это стало первым кирпичиком в фундаменте понимания иконы. В музее проходит много интересных мероприятий.
Пример:
http://www.rublev-museum.ru/museum/exhibitions_events_news/night_of_the_art2015.aspx5). Посмотреть, как изображают Богородицу и Хритса верующие разных стран.
Например, в фильме Ивана Вырыпаева "Спасение". Обратить особое внимание на фрески христианского храма на Тибете, которые показывают в конце фильма.
6). Посетить лекцию Ирины Захарченко "Искусство Серебряного века и древнерусская художественная традиция" Про художников Врубеля, Петрова-Водкина и Малевича. Послушать, какое влияние на их творчество оказала древнерусская икона.
7). Для тех, кто готов постичь большее, постоять на службе в храме, до этого почитать подробное толкование Божественной Литургии.
Я благодарна подруге Флоре (Христине), подсказавшей о существовании толкования. С чем можно сравнить его? Это как перед посещением оперы, прочесть её содержание, чтобы понять суть. О чём будет идти речь!
После этого прочтения всё в голове по полочкам разложится окончательно. Иконы, фрески соединятся с происходящим во время службы.
Через некоторое время для вас посещение храмов превратится в "духовное пиршество".
После выхода из церкви будет чувство, что вы побывали в великом музее и театре одновременно. Вместе с этим очистили душу и напитались энергией.
Всем удачи!
С любовью, Анжелика)
В данном тексте рассуждала как ценитель красоты, искусства, нашего наследия, старины. Не затрагивая тему веры.