Марк Шагал, "Полёты с ангелом" и толерантность...

Nov 27, 2013 10:40

1,


В 1966 году, в Лувре - музее, посвящённом в первую очередь древнему искусству, в исключительном порядке было выставлено Библейское послание - цикл из 17 больших полотен на ветхозаветный сюжет из Бытия, Исхода и Песни песней. Автор работ - Марк Шагал, передал их в дар французскому государству. А уже в 1973 году был открыт музей в Ницце, куда перевезли все эти работы и множество других, собрав  самую полную коллекцию работ Марка Шагала в мире.
После посещения музея захотелось узнать как можно больше о гениальном художнике. Прочесть его биографию. Понять, что заставило его покинуть Россию  (после революции, не понявшей  художника)... затем, во времена второй мировой войны покинуть Францию, спасаясь от фашистов, объявивших на него охоту. Но всё же вернуться во Францию и прожить там до 98 лет...
Очень хорошо всё это описано в путеводителе по Национальному музею Марка Шагала в Ницце.
А ещё в Москве,  в  театре Ермоловой,  актёр Сергей Юрский поставил спектакль о жизни Марка Шагала  "Полёты с Ангелом" по пьесе Зиновия Сагалова.
Рекомендую сходить тем, кого интересует судьба и творчество художника.
Есть над чем подумать... В том числе о толерантности...
Философский спектакль...
2.


Из путеводителя по музею Марка Шагала в Ницце:
"С самой юности я был покорён Библией. Мне всегда казалось (и кажется до сих пор), что Библия - самый плодотворный источник поэзии всех времён. С тех пор я искал её отражение в жизни и в искусстве. Библия - это отзвук природы, и именно этот секрет я всегда старался передать.
По мере моих сил в течении жизни, - хотя мне иногда и казалось, что я совсем другой человек, что я рождён как будто между небом и землёй и что мир для меня подобен великой пустыне, в которой моя душа бродит, как факел, - я создавал картины в соответствии с этой далёкой мечтой. Я хотел оставить их в этом Доме для того, чтобы люди попытались найти здесь некий мир, некую духовность, религиозность, смысл жизни.
По моему мнению, эти картины представляют мечту не одного народа, но человечества. Они возникли в результате моего знакомства с французским издателем Амбруазом Валларом и после моего путешествия на Восток. Я решил оставить их во Франции, стране, в которой я как будто родился во второй раз.
Я не могу комментировать свои работы. Произведения искусства должны говорить сами за себя. Часто приходится слышать о живописной манере, о том, в какие формы и в какое Движение облечь цвет. Но этот цвет - вещь врождённая. Он не зависит ни от манеры, ни от формы, в которую вы его помещаете.Он так же не зависит от мастерства владения кистью. Цвет находится вне всех Движений. Из всех Движений в истории остались только те, очень редкие, что обладали собственным врождённым цветом. Сами же Движения оказались забыты."
3.


Отрывок из речи Марка Шагала  по случаю открытия музея, 7 июля 1973 года, в день празднования 86-летия художника:
"Не любовь ли вдохновляет живопись и цвет? Не является ли живопись лишь отражением нашего внутреннего "я", что делает владение кистью устаревшим вопросом? Владение кистью здесь не при чём. Цвет и его линии содержат в себе ваш характер и ваши идеи.
Поскольку всякая жизнь неизбежно идёт к концу, мы должны окрасить нашу собственную жизнь любовью и надеждой. В этой любви содержится социальная логика жизни и основа всякой религии. Для меня совершенство в искусстве и в жизни проистекает из этого библейского источника.При его отсутствии одна лишь механика логики и конструктивности в искусстве, как и в жизни, не приносит плодов.
Может быть, в этот Дом будут приходить молодые и не очень молодые люди в поисках идеалов братства и любви, воплощённых в цветах и линиях моих произведений.
Может быть здесь будут произноситься слова любви, которую я чувствую ко всем.
Может быть,не будет больше врагов, и подобно тому, как мать с трудом и любовью приводит в мир ребёнка, молодые и не очень молодые люди построят мир любви, окрашенный в новый цвет.
И тогда все люди, к какой бы религии они ни принадлежали, смогут приходить сюда и говорить об этой мечте вдали от злобы и раздражения.
Я хотел бы также, чтобы в этом музее выставлялись произведения искусства и иные свидетельства высокой духовности всех народов, чтобы здесь звучали их музыка и поэзия, продиктованные сердцем. Возможна ли такая мечта? В искусстве, как и в жизни, возможно всё, если в их основе лежит Любовь."
4.


Опишу (слева на право), какие картины попали на эту фотографию.
"Рай", "Изгнание Адама и Евы из рая" и "Моисей получает скрижали Завета"
Т.к хорошо видна только последняя картина, размещу здесь то, что про неё написано в путеводителе. Очень достойное описание!
"Эта картина, подобно полотнам эпохи барокко, композиционно строится на двойной диагонали и представляет собой последний эпизод и яркую кульминацию цикла Библейское послание. На переднем плане Моисей поднимается к скрижалям, дарованным Богом, который в соответствии с библейским текстом изображён в виде двух рук, показывающихся из облака. Вторая диагональ образована контуром горы, на которой находится Моисей, и разграничивает несколько сцен. В правой нижней части картины располагаются библейские патриархи и пророки - Аарон в облачении первосвященника, Давид и Иеремия; справа вверху, рядом с Богом, можно видеть группу спасающихся бегством евреев. В левой части композиции одна часть евреев  ждёт Моисея, а другая отвернулась от него и поклоняется Золотому тельцу. Наверху в небе пара влюблённых и контуры изб отсылают к эпизодам жизни самого Шагала, который связывает свою частную судьбу с судьбой еврейского народа."
5.


Названия картин слева направо:
"Моисей и неопалимая купина", "Моисей высекает воду из скалы", "Ноев ковчег"
6.


Помимо картин на библейскую тему, в музее представлено множество других произведений Марка Шагала.
Я была потрясена (в хорошем смысле) его видением и ЦВЕТОМ!!!
Картины поражают воображение!
Если сказать, что  в  ВОСТОРГЕ от его картин... Ничего не сказать...
7.


Народность, любовь, открытая душа, понятная, по-моему, любому человеку, независимо от веры и национальности,
готовому воспринять эти философские работы....
8.


Вывешиваю здесь наиболее понравившиеся картины.
За остальным пожалуйте в Ниццу))
9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


"В трёх разноразмерных окнах концертного зала музея Шагал поместил витражи, иллюстрирующие семь дней сотворения мира, зарождение жизни из божественного света. В данном случае витражи читаются так же, как на иврите, т.е. справа налево, от более широкого окна к более узкому. Постепенное сужение витражей символически отсылает к длительности каждого из этапов творения."
17.


"Сюжетом первого витража (справа), Первые 4 дня, является сотворённый Господом в самом начале свет. Лишь средний витраж (Пятый и шестой дни) выделяется своей фигуративностью в удивительно абстрактной для стиля Шагала композиции остальных витражей. Абстрактность объясняется как общей стилистической тенденцией  в витражном искусстве 1970-х, так и самим сюжетом: вначале царит лишь хаос, а под конец, на Седьмой день, Господь отдыхает, творение завершено. И хотя витражи были созданы  для концертного зала, религиозный сюжет, выбранный Шагалом, неудивителен, ведь изначально музей задумывался как хранилище коллекции Библейское послание. Таков был и выбор самого художника: творению предшествует хаос, затем Бог создаёт позволяющий видеть всё вокруг свет. Прибегая к такому символическому языку, Шагал подчёркивает, сколь неразрывно его творчество связано с верой."
Информация из путеводителя по музею.
Вот только мне интересно. Где третье окно? Будучи на месте, я сфотографировала два. И в путеводителе тоже два, а говорится о трёх... Где мы с фотографом для путеводителя потеряли третье окно...?
18.


Мозаика во дворике, тоже Шагала.
Из путеводителя:
"На этом мозаичном панно , представляющем восхождение на небеса пророка Илии на глазах у своего ученика Елисея, акцент делается на округлые формы, начиная от мелких деталей (колёса колесницы пророка) и сферического абриса вокруг центрального персонажа, вплоть до периферийного овала, в котором сгруппированы изображения знаков зодиака... художника вдохновила здесь древнеримская мозаика с её изображениями знаков зодиака, обрамляющих солнечную колесницу, которую Шагал заменил на колесницу пророка Илии, объединив тем самым две средиземноморские традиции..."

Марк Шагал, художник, искусство

Previous post Next post
Up