Николай Константинович Рерих и необычная судьба Церкви Святого Духа.

Dec 22, 2012 17:25

1.


В музее-заповеднике Талашкино находится очень интересная своей историей, архитектурой и росписью церковь Святого Духа, построенная в традициях старого русского зодчества с тремя рядами кокошников и маленькой главкой.
Проект был создан  несколькими авторами: С.В. Малютиным, И.Ф. Барщевским и княгиней М.К. Тенишевой. Над росписью и мозаикой Храма трудился Николай Константинович Рерих.
Рерих работал не только над украшением Храма, но и участвовал в других проектах княгини Тенишевой. Художник восторженно называл её "большим человеком" и "настоящей Марфой Посадницей"
Тенишева писала о Рерихе ― в вспоминаниях в Париже в 1920-е годы ― "Только с ним, если Господь приведёт, доделаю Храм. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой ― сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие… Какая задача для художника! Какое большое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчества! Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел. Аминь. Всю дорогу от Москвы до Талашкина мы горячо беседовали, уносясь планами и мыслью в беспредельное. Святые минуты, благодатные…»
2.


Храму Святого Духа так и не суждено было обрести ту судьбу, которую ему готовила княгиня и её единомышленники. Они мечтали создать памятник, сочетающий в себе различные иконографические представления и конфессии. Пытаясь привнести новизну, художник нарушил каноны церкви и Храм не был освящён.
Из других источников стало известно, что Храм не освятили из-за того, что началась 1-я мировая война и он не был до конца расписан...Но тем не менее стал усыпальницей мужа М.К. Тенишевой.
После революции Мария Клавдиевна уехала из России, тело её покойного супруга из Храма убрали, а церковь стали использовать не по назначению.
3.


Несколько лет назад, когда мы приезжали сюда, храм был в заброшенном состоянии. Экскурсии внутрь не пускали. Нам удалось разглядеть в окошко кусочек сохранившейся росписи Рериха. Сейчас Храм реставрируется. Надеюсь, что реставраторы воссоздадут чудесные  роспись и мозаику. 
Могу немного описать что там раньше  было по воспоминаниям очевидцев. Они пишут, что центральное место среди росписей занимала Царица Небесная над рекой жизни. Но в ней художник объединяет язычество и восточные традиции. Руки Царицы Небесной сложены в характерном для Индии жесте. Одежду её украшают звериные и растительные орнаменты. Иконостас Храма настолько низок, что взору открывается часть алтарной зоны, чего не было в православных Храмах с 16 века. Рерих вспомнил древнерусские традиции, что оказалось спорным вопросом...  Рерих с Тенишевой выбрали низкий иконостас не случайно, они хотели тем самым  увидеть путь истинный, путь, указанный Христом...
При возведении иконостаса художник опирался на традицию организации храмового пространства в Софии Киевской. По евангельским событиям, когда в момент смерти Христа разорвалась ткань, скрывающая алтарь иудейского храма и всё тайное стало явным. Стал виден путь искупления собственной кровью, а не кровью жертвенных животных. Путь трудный, сулящий терновый венец и распятие, но единственный, открытый всем.
Споры по поводу росписи этого Храма и алтаря не умолкают до сих пор, но они ведутся на высоком религиозно-философском уровне...

4.


Только лик Спасителя остался нам в наследие от гениального художника в хорошем состоянии, вот уже около века  всепрощающе взирающий  на нас с западного фасада церкви...
5.


Это фотография, сделанная в октябре 2007 году, во время дождя, в прошлый наш приезд в Талашкино...
6.


Творчество Николая Константиновича Рериха (в том числе и церковное) в начале 20 века было одним из знаменательных и глубоко уважаемых явлений русской культуры.
В Талашкино, помимо Храма Святого Духа, он сумел поработать надо многими темами. На фото это видно...
В экспозиции музея "Талашкино" приведены следующие слова княгини Тенишевой: "...Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и их пользы..."
Очень хочется, чтобы роспись Храма Святого Духа была воссоздана по сохранившимся эскизам. Приехать сюда вновь и увидеть его в том виде, в котором Храм был задуман его создателями...

Храм, Талашкино, православие, Рерих, Смоленск

Previous post Next post
Up