On Vox: Кино: "Двухсотлетний человек"

Jan 10, 2008 14:15


Перед Рождеством посмотрел нравоучительный х/ф "Двухсотлетний человек" (пр-ва США, 2005). Года два-три тому назад как раз была мода на фильмы о роботах, голливудские студии тогда вывели на широкий экран несколько интересных фильмов. Правда навскидку могу припомнить только душещипательный "ИИ" Кубрика-Спилберга, "Я, робот" и того же "Двухсотлетнего человека" (ещё можно сослаться на "Звёздные воины", где Лукас продемонстрировал владение нынешним Голливудом необходимым технологическим минимумом, чтобы создать образ робота по-новому, без использования уже примелькавшихся приёмов: кукол и загримированных актёров). Впрочем, сейчас я пишу не об истории американского кинематографа. Во время просмотра "Двухсотлетнего человека" меня посетила то соображение, что представить постановку в нынешней России подобного фильма невозможно. И не потому, что сейчас уже мало кто из нас способен уловить и понять те идеи и проблемы, которые иллюстрирует собой образ робота (стал же робот Бендер из "Футурамы" культовой фигурой). Нет, причина в другом. Ведь что составляет основное содержание этого фильма? История любви? Нет, не совсем. Это история очеловечивания. Своеобразная метафора вхождения ребёнка в мир взрослых среди потенциально актуального социального и технологического антуража. Авторы фильма пытаются нам показать, как происходить формирование человека в среде себе подобных. Как приходит понимание того, что самый бесспорный смысл жизни каждого из нас заключён в жизни ближнего своего. Или переформулирую свои предположения: это история формирования и воспитания человеческих чувств. И любви в том числе, как наиболее человеческого чувства. Так я для себя определяю главную тему этого фильма.

Почему же такой фильм невозможен в наших условиях? Ответ банален и страшен. Потому что мы утратили достоверных взгляд на человеческую природу, утеряли понимание процесса очеловечивания. Наши социальные науки едва могут предложить приемлемую концепцию формирования человеческой личности. Как должно воспитывать человека, чтобы он вырос достойный гражданином и порядочным человеком? На какие образцы ориентироваться? Вразумительных ответов не звучит. Поскольку в общественном сознании нет одного очень важного содержания - образа желаемого будущего. А без этого всем строем воспитания (семья, школа, работа) воспроизводится всё тот же "совок": разобщённый человек, привыкший жить только наличными обстоятельствами, руководящий принцип для которого один - выживание. Причём для себя и своих близких преимущественно.

Originally posted on olegd.vox.com
Previous post Next post
Up