[...] В настоящий момент, когда капитализм окончательно этаблировался в России и экономически, и политически, т.е. с приходом Путина - можно чисто умозрительно представить возможность другого развития московского концептуализма в актуальных условиях. Так, закономерным было бы ожидать от него возрождения критического подхода и аналитики неокапиталистической культуры, в которой окажутся задействованы как старые приемы анализа советской культуры, так и выработаются новые. Однако беда московского концептуализма в том, что он оказался вписан в орбиту явления, которое называется "современное искусство" и которому он, на самом деле, глубоко антагонистичен. Как типичный московский концептуалист я всегда терпеть не мог современное искусство. Я никогда не ходил на выставки. В европейских столицах я никогда не посещаю музеи современного искусства. В большей или меньшей степени такая нелюбовь к современному искусству присуща всем московским концептуалистам. Современное искусство в том виде, в каком оно существует сейчас, представляет собой одну из сугубо колониальных структур, которая навязывается всем колонизированным территориям наравне с Макдоналдсом и прочими явлениями. Искусство же, наследующее идеалам старосоветских художественных институций, воспринимается поэтому сейчас со значительно меньшим отвращением, чем прежде. Художник, который стоит где-то в лесу на пленэре и мажет свои березы, и есть настоящий революционер, борец-антиглобалист. А вовсе не какой-нибудь активист современного искусства, который делает впечатляющие перформансы политического содержания.
Источник: "
Социология московского концептуализма"
оригинал записи