Секрет запеканки

Feb 02, 2012 17:19

Вещь далеко не новая, но иногда освежить не мешает. Да и многие знакомые дюже молоды чтоб те выборы помнить. Эпизод из выборов в 1996 году (дерби между господами Ельциным и Зюгановым), которые многие россияне сейчас называют последними демократическими в России. Тогда никакого ОНТ в помине не было, по телевизору шло весёлое ОРТ без купюр, так что смотрели семьёй увлечённо.

Итак. Как это делалось тогда. Сейчас значительно менее интересно.

Главный аналитик НТВ г-н Вильчек о манипуляциях этой телекомпании на выборах 1996 года ("Независимая газета", № 198 [1769], 23.10.98, стр. 8):

...Я <...> расширю эту тему - телевидение и манипулирование сознанием. Во время второго тура голосования 1996 года все избирательные комиссии были в шоке - до 11 -12 часов дня никто не шел на избирательные участки. Шли депеши в Центр о том, что явка ниже, значительно ниже, чем во время первого тура. А объяснялось это очень просто.

На телевидении знали, что первыми на избирательные участки обычно идут пенсионеры. Именно в утренние часы на избирательных участках создается однородная пенсионерская микросреда, и все они голосуют одинаково. Например, за Зюганова. Едва появляется интеллигенция, молодежь и вообще более продвинутая публика, которая встает позже и не так спешит на избирательные участки, как обстановка разряжается. Мы специально пронаблюдали и выяснили, что даже самые принципиальные ветераны в такой обстановке начинали сомневаться в том, что необходимо голосовать именно за Зюганова.

Нельзя было создавать такую однородную среду представителей старшего поколения. Какое решение можно было принять в такой ситуации? В сетку были поставлены три серии "Секрет тропиканки" подряд. При этом было анонсировано, что это последние, заключительные серии. В итоге, во-первых, очень многие не поехали на дачи, а это было очень важно, поскольку практически все знали, что чем больше народа придет на избирательные участки, тем больше шансов у Ельцина.

Во-вторых, была размыта однородность массы пенсионеров. Они пришли позже, вместе с другими группами населения, и соответственно многие из них проголосовали не так, как намеревались раньше. Вот вам пример манипулирования всего лишь соответствующим программированием передач. Разумеется, с помощью показа определенных фильмов можно было создать в обществе атмосферу тревоги: например, показывая "Холодное лето 53го", "Защитник Седов" и убрав из эфира оптимистические ленты. В период выборов как раз на телевидении и близко не было ностальгического отечественного кино. То есть атмосфера вся создавалась за счет эфира.

политика, правда жизни

Previous post Next post
Up