Абсолютно справедливо ругают массовое кино, зрителей блокбастеров, людей живущих во вселенной Marvel, но почему-то никто не говорит про ленивых и поверхностных кинокритиков, которые говорят клише и штампами, из года в год они составляют абсолютно одинаковые списки "величайших фильмов в истории", почему-то режиссёров и продюсеров судят за плагиат, а критиков - нет, последние мне часто напоминают девиц с накаченным губами, которые заучили пять имён режиссёров, чтобы казаться умнее; поэтому я решил составить список самых недооценнённых и переоценённых кинорежиссёров, безусловно он не полный, но вполне исчерпывающий, имена постановщиков перечислены в произвольном порядке (те кто в конце списка не менее талантливы, чем те кто в начале)!
Самые недооценённые режиссёры:
1.Билли Уайлдер - один из крупнейших мастеров в истории американского кино, его заслуги неоспоримы, он снял с десяток выдающихся фильмов. Выявить напыщенного недоумка-критика очень легко по его отношению к Уайлдеру: дилетант обязательно будет считать его комедиографом, "В джазе только девушки" назовёт лучшей работой Билли, начнёт возвеличить менее яркие фигуры типа Эрнста Любича. Наш герой снимал восхитительные фильмы разных жанров: например "Сансет-бульвар", "Двойная Страховка" и "Потерянный уикенд" - нуар; "Tуз в рукаве" и "Федора" - триллеры; "Свидетели обвинения" - детектив; "Сабрина", "Нежная Ирма", "Квартира", "Любовь после полудня" - романтические комедии; причём всё из перечисленного выше, лучше чем низкопробный водевиль, про мужиков в юбках.
2.Роберт Олтмен - ненавистная фигура для русских "киноманов", почему-то многие готовы обожествлять однодневок типа Богдановича, лишь бы доказать, что Олтмен "не так хорош", видимо людям советского склада тяжело уловить утончённость и обаяние фильмов мастера. Не в коем случае не считаю "Нэшвилл" и "МЭШ", его лучшими работами. Я не могу жить, не пересматривая раз в год "Игрока" (изящную киносатиру, содержащую множество отсылок, поведение героев фильма непредсказуемо - драматургически очень сильно сделано). "МакКейб и миссис Миллер" (мой любимый вестерн), "Долгое прощание" (очень нежное и одновременно жестокое кино), "Неудачники" (лучшей американский антивоенный фильм), "Госфорд Парк" (поздняя работа мэтра: события разворачиваются в Британии 20-х годов - изумительная вещь, которая демонстрирует, что с возрастом нёбо автора не истолчилось), "Винсент и Тео" (лучший фильм о Ван Гоге), "3 женщины" (завораживающая экспериментальная картина, критики называли её "замаскированным сексуальным ужасом"), "Короткий монтаж" (пожалуй тот редкий случай, когда главный приз "большого" кинофестиваля вручили за действительно выдающуюся ленту). Творчество Олтмена неисчерпаемо, его фильмы можно анализировать бесконечно, истинные синефилы не могут не получать удовольствия, от их просмотра!
3.Илья Авербах - был знатоком мирового кино, в его фильмах это чувствуется, причём насмотренность режиссёра проявляется не во вторичности, а в утончённости киноязыка. Его называли певцом обыденности - это не совсем так, как по мне он рефлексирующий эстет. Визуальная манера Авербаха, погружает зрителя во внутренний мир героев. Дебют режиссёра - смелая медицинская драма "Степень риска" о душевных терзаниях пожилого врача спасающего, молодого пациента (как не странно Авербах по настоянию отца закончил мед. институт, и три года проработал в деревне по распределению). Моя любимая лента Авербаха - "Чужие письма" (для меня это самый невероятный советский "школьный" фильм), слава богу, что восхитительные картины "Монолог", "Фантазия Фарятьева" и "Голос" признаны классикой, но к сожалению изумительная экранизация Лескова "Драма из стариной жизни" малоизвестна (это, разумеется, не отменяет её художественных достоинств). Я уверен, что шедевры Авербаха будут жить вечно, а растиражированные фильмы его менее талантливых современников, окажутся на помойке истории!
4.Алоиз Бренч - для меня Витаутас Жалакявичюс всегда был одним из самых любимых советских режиссёров: да, многие "киноведы", критики по дурости убеждены в том, что он снял всего 2-3 интересных фильма, я хоть с такой точкой зрения и не согласен, но всё же включать его имя в список не стал, по причине того, что за ним и так имеется шлейф интеллектуала, а вот Алоиз Бренч - почти забытая фигура Балтийского кино, как правило, его фильмы неизвестны даже самым отъявленным любителям кино, что довольно-таки странно, как по мне советский Мельвиль заслуживает куда большего признания.
5.Золтан Фабри - есть клише "Анджей Вайда - величайший режиссёр восточной Европы", я считаю его несправедливым. Золтан Фабри достоин этого звания не меньше - у него был особый почерк: не смотря на кажущуюся академичность его работ (большая часть из которых экранизации), фильмы Фабри избегающие атрибутики модернизма, были сделаны с душой, вызывают эстетическое наслаждение, они не выглядят "тухло"! Фабри был известен как перфекционист, который писал, прорисовывал и репетировал каждую сцену до мельчайших деталей за несколько месяцев до начала съёмок и никогда не импровизировал.
6.Хоу Сяосянь - если я вижу надменного "киномана", считающего себя каким-то экспертом, я в первую очередь спрашиваю у него: как он относится к Хоу и какие его работы считает лучшими - если он не ответил, значит ряженный. Хоу Сяосянь - легендарная фигура, мэтр работает в поэтической, но непринуждённой манере, его эмоционально заряженные работы изобилуют ностальгическими образами и интересными визуальными композициями; их сила заключается в его полном отождествлении с прошлым тайваньских семей, переживших трудные времена в изображении сложного переплетения различных нитей, формирующих судьбы людей.
7.Нагиса Осима - все знают про французскую новую волну, но практически никто не слышал о японской, хотя последняя стартовала не позже, и там тоже есть свои Годары и Трюффо. Скажем прямо: для меня Нагиса Осима - откровение и любимый японский режиссёр, в его фильмографии есть абсолютно разные работы с разным сюжетом и посылом. Ранее, я сравнил нашего героя с пионерами французской новой волны, теперь же я хотел бы назвать Осиму японским Пазолини - их объединяет интерес к человеческому телу, яркий визуальный стиль и коммунистические заблуждения... Не смотря на свои политические взгляды, Осима редко скатывался в пропаганду, в основном его работы можно охарактеризовать как смелые, острые, врезающиеся в сознание, помимо общепризнанной классики (непристойной "Корриды любви"), Нагиса Осима поставил с десяток потрясающих картин: например, "Церемонию" я, вообще, считаю своим любимым японским фильмом; последнее изречение мастера - "Табу" сразу же после выхода было раскритиковано западными "интеллектуалами", но со временем лента стала привлекать всё большее внимание синефилов, "Табу" находят самым нежным творением Осмиы, произведением где автор показал на экране то, что хотел всю жизнь, но боялся... Уверен, что и другие фильмы мэтра будут признаны классикой, ведь он как не многие этого заслуживает.
8.Говиндан Аравиндан - говоря о независимом индийском кино, как правило вспоминают бенгальских режиссёров, но есть не менее интересные авторы снимавшие на языке малаялам, самый известный из них Адур Гопалакришнан, я как и многие зрители очень высоко ценю его творчество, но для меня лично, самым любимым киногуру Кералы является Говиндан Аравидан, он был известен своим неординарным способом кинопроизводства; он последовательно менял свой стиль и экспериментировал с формами повествования. Аравиндан снял не мало фильмов, многие из них мною обожаемы, не знаю почему, но мне почерк Аравиндана, всегда чем-то напоминал манеру Киры Муратовой, причём не времён «Встреч-Проводов», а скорее более зрелого периода "Перемены участи" и "Астенического синдрома".
9.Вернор Шрётер - несмотря на моё престрастье к Фридриху Вильгельму Мурнау, я считаю Вернора Шрётора - лучшим немецким режиссёром. Мне близка эстетика Шрётора, некоторые его фильмы можно смотреть без перевода, не читая субтитров - просто наслаждаться визуальным рядом и потрясающей музыкой (и это не говорит об отсутствии сюжета, или декоративности его работ, а наоборот доказывает, что автор может донести свою мысль без слов). Вернор Шрётрор никогда не был модным режиссёром (в отличии от всяких вендерсов и фасбиндеров), и это его преимущество, ведь действительно настоящее искусство не может нравиться толпе!
10.Эдвард Ян - когда меня просят назвать самого дорого для себя постановщика, я традиционно называю Эдварда Яна, причём лучшими его работами считаю не "Один и два", и не "Яркий летний день", а точнее всё кроме них... Моя любимая картина Яна "Тот самый день на берегу" - полнометражный дебют мастера, продолжительностью почти в 3 часа, но оторвать глаз от экрана невозможно, смотря фильм поражаешься тому, как виртуозно автор демонстрирует зрителю, стремление человека к счастью. "Вселяющий страх" - эстетский триллер, многие говорят, что он похож на "Фотоувеличение", если считать эти параллели уместными, то сравнение не в пользу Антониони! "Тайбэйская история" - здесь главная героиня (которую играет будущая жена Яна) утомлённая реалиями мегаполиса, хочет уверенно смотреть в глаза вызовам будущего, находясь за спиной своего мужчины, но она осознаёт, что её парень (в исполнении Хоу Сяосяня) пленник своих воспоминаний, мыслящий в рамках старых традиций, не может быть надёжной опорой. Так же незаслуженно проигнорированы две изумительные комедии первая - "Конфуцианский конфуз", в ней развиты темы фальши и пустоты, показано как легко люди имитируют эмоции, притворяются кем-то другим, чтобы достичь определенных целей, фильм состоит из нескольких сюжетных линий, в них показаны противоречия между обеспеченными горожанами, их мировоззренческие отличия, стремление к успеху; вторая - "Маджонг", в ней показана тёмная сторона Тайбэя (банды, криминал), так же раскрыты темы любви и отчасти политики.
11.Ален Рене - величайший французский кинорежиссёр! Быдло-критики в массе своей ценят только 2 его ранних игровых фильма ("В прошлом году в Мариенбаде" и "Хиросима, моя любовь"), что абсолютно глупо, так как на счету Рене, далеко не два, и даже не три шедевра! Он как и Крис Маркер, Аньес Варда был в ряду лидеров "левобережного кино" (течения, возникшего ещё до "новой волны", где режиссёры имели высокую степень вовлечённости в литературу и пластические искусства и, как следствие, это приводило к возникновению оригинального киноязыка, по своим политическим взглядам они не сильно отличались от Годара). Самый дорогой для меня фильм Рене "Люблю тебя, люблю" - здесь главного героя, после попытки самоубийства, просят принять участие в таинственном эксперименте по путешествию во времени, и мы наблюдаем, как он заново проживает яркие моменты из своей жизни. "Мой американский дядюшка" - тоже уникальная картина с интересной повествовательной структурой. Недооценённым считаю, предпоследний фильм мэтра "Вы ещё ничего не видели"- я могу наслаждаться просмотром этого визионерского чуда безостановочно, по несколько раз. Из позднего выделю экспериментальную комедию "Курить/Не курить". Как известно наш герой был пацифистом, и снял жёстко антивоенный фильм "Мюриэль" о посттравматическом синдроме ветерана алжирской войны. Первая работа постановщика, на английском "Проведение" была довольно-таки успешна в 1970-х, Рене говорил, что основная мысль фильма "являемся ли мы теми людьми, о которых мы думаем, или же мы становимся теми, что другие делают из нас в своих суждениях". Можно вспомнить ещё несколько примечательных картин мастера; его работы можно обсуждать часами, надеюсь фан-клуб Алена Рене будет пополняться.
12.Анджей Жулавский - гениальный французский, отчасти польский кинорежиссёр. Самым главным творением Жулавского, я считаю "Прощальное послание" (историю об угасающей любви между Жорж Санд и умирающим Фридериком Шопеном, виртуозный фильм, в нём затронуты все темы, от политики Российской Империи, до взаимоотношений отца и сына, где почти все герои - яркие представители европейской культуры тех лет (в том числе и Тургенев), драматургия картины построена на эмоциях, я считаю "Прощальное послание" самым страстным фильмом Жулавского), "Главное - любить" (фильм опередивший время - эстетский и смелый, как по мне здесь Роми Шнайдер исполнила свою лучшую роль), считаю "Верность" последним фильмом Жулавского, так как в нём он подводит итоги своего творческого пути, к сожалению "Верность" не получила того признания, которого заслуживает. "Третья часть ночи" и "Дьявол" - первые два фильма Жулавского, бесспорно шедевры польского кино. "Шаманка" - хоть это и поздняя вещь Жулавского, она не выглядит как фильм "старого" режиссёра, при просмотре "Шаманки" возникает чувство свежести, молодости и прилив сил. Так же истинные синефилы, получат удовольствие от просмотра других великолепных лент: "Шальная любовь", "Одержимость", "Публичная женщина", "На серебряной планете"...
13.Брайан де Пальма - один из тех американских постановщиков, чьи стилистические приёмы и прочие "уникальности" крадут десятилетиями, но при этом звания великого автора ему так и не присвоили. Фильмография де Пальмы внушительная, он начал снимать ещё в 1960-х и до начала 2000-х выпускал яркие и достойные фильмы, которые не были похожи на шаблонные работы старого, ленивого и зазнавшегося сноба, а наоборот каждые десять лет он искал новые формы, пытался усовершенствовать киноязык. Его картины смотрятся с удовольствием всегда.
14.Нанни Моретти - если бы Вуди Аллен был похож на мужчину, то он стал бы Нанни Моретти. Отмечу что фильмы последнего нежны, обаятельны, ироничны и оказывают психотерапевтический эффект. Самыми яркими его работами, считаю: "Дорогой дневник", "Месса окончена", "Бьянка", "Красный штрафной", "Моя Мама", "У нас есть, Папа!" и "Комната сына". На мой взгляд Нанни Моретти - самая интересная фигура в итальянском кино начиная с 80-х годов.
15.Лукрессия Мартель - в 13 лет я впервые увидел "Болото" - для меня это стало фурором, это было настолько, уникально, самобытно, что я не мог оторвать глаз от экрана, от начала и до конца фильма. Уже тогда я увлекался кино, понимал, что фильмы создают режиссёры, и начал искать, что ещё она сняла, тогда же и познакомился с другими её работами, причём в каждой из них я нашёл что-то для себя: "Святая девушка" подкупила своей непохожестью на "Болото" (для Мартель не характерны самоповторы), и тем, что помогает познать себя, свои страхи, свою сексуальность. "Женщина без головы" привлекает своей загадочностью, непонятностью, увидев этот фильм впервые, он мне не понравился, но позже я переосмыслил его содержание и полюбил. "Зама" - для меня лучшее творение Мартель, здесь всё на высоте: визуальная подача, посыл (который можно трактовать по разному), эмоциональность. Аргентинское кино - это планета, есть сотни замечательных фильмов и старых и новых, много талантливых режиссёров, но Лукресия для меня личное, поэтому я выбрал её.
16.Пак Чхан Ук - как по мне, пример хорошего жанрового авторского кино: фильмы оного востребованы у публики и не остаются без внимания кинопрессы, но всё же Пак, не имеет того же статуса как и нудный, повторяющий сам себя Хон Сан Су, скатившийся Ким Ки Дук или убеждённый коммунист Пон Чжун Хо (я люблю фильм "Паразиты", но на некоторые другие его работы стыдно смотреть).
17.Марко Феррери - в списках лучших итальянских кинорежиссёров мы обязательно увидим имена гораздо менее талантливых де Сантисса или Джерми, но найти в них провокативниго новатора Феррери практически невозможно. Он снял с десяток потрясающих фильмов, не только "Большую жратву"!
18.Жуан-Сезар Монтейру - почему я выбрал Монтейру? Португальское кино очень дорого для меня, особое место в моём сердце занимают картины Мануэля де Оливейры, слава богу последнее время, я всё чаще слышу из уст простых кинозрителей признания в любви к мастеру, поэтому назвать его малопочетаемым язык не поворачивается. Паолу Рошу, я не включил в список, так как все уже давно признали его самым недооценённым гением португальского кино. А вот Монтейру в ряду своих талантливых земляков теряется, считаю, что не заслуженно. "Последние погружение" - мой первый фильм Монтейру, на меня он произвёл впечатление "чистого кино". Посмотрев "Цветок моря", я удостоверился в таланте мэтра. Такие, фильмы как "Тропинки" и "Винсент" я так же обожаю, в отличии от многих критиков мне меньше нравится его полуавтобиографическая трилогия (хотя она тоже хороша).
19.Ритвик Гхатак - русский, даже очень насмотренный кинозритель в 99% случаев не знает о его существовании. Многие считают стиль Гхатака мрачным, депрессивным, отчасти это справедливо, однако, сняв всего 8 полнометражных фильмов, он вошёл в историю - кинематографисты всего мира признают шедеврами: "Реку Титаш", "Звезду за туманной тучей" и "Субарнорекху" (последнюю называли "одним из самых интуитивных, грязных и запоминающихся фильмов, когда-либо снятых, с лучшей пьяной поездкой на такси в истории кино"). Не хуже и другие работы Гхатака (а некоторые даже и лучше): "Камал Гандхар"(относительно позитивный фильм, о любви, жертвах раздела Бенгалии, и роли искусства в жизни людей), "Немеханическое" (один из первых индийских фильмов, в котором неодушевленный объект, в данном случае автомобиль, изображается как полноценный персонаж повествования), "Причина, обсуждение и история" (завещание мэтра, к которому я часто возвращаюсь), "Побег из дома" (детский фильм), "Гражданин" (был выпущен в кинотеатры, после смерти автора, аж в 1977-м, хоть это и дебют Гхатака - технически первый художественный фильм параллельного кино, снятый в 1952-м, ещё до старта трилогии Апу). Все фильмы мастера находятся на довольно высоком эстетическом уровне, как правило ценители индийского авторского кино выделяют для себя 5-6 любимых картин.
20.Тапан Синха - индийский Билли Уайлдер, пожалуй самая малоизвестная фигура среди классиков параллельного кино, его творчество не так широко обсуждается синефилами, как например фильмы Сатьянджита Рэя или Мринала Сена. Нельзя оставить без внимания, что картины Синха, снятые в разных жанрах оказали колоссальное влияние на всю индустрию индийского арт-хауса.
21.Сатоси Кон - один из самых влиятельных авторов начала двадцать первого века, на мой взгляд самый выдающийся аниме-режиссёр. Мы часто слышим о Хаяо Миядзаки, но среди авторов аниме высокого класса не только он. Не могу оставить без внимания, что стилистические и монтажные приёмы Сатоси Кона без озарений совести копируют "большие дяди": например, Дарон Аронофски говорит в открытую о "заимствованиях" из "Истинной грусти" в своём «Реквиеме», а вот Кристофер Нолан боится признать, что "Начало" - всего лишь жалкий ремейк "Паприки".
22.Братья Тавиани - я всегда называл их пейзажным дуэтом - их фильмы яркие, эмоционально насыщенные, с уместным юмором, смотря их я наслаждаюсь. Считаю их главными эко-активистами в истории кино - природа в их фильмах настолько красива, что ты подсознательно начинаешь её обожествлять. Самые преданные толстовцы - многие критикуют поздние работы тандема, но я в восторге от их экранизаций, мне никогда не было скучно их смотреть. Убеждён, что "Хаос" и "Флореаль" - незаслуженно проигнорированные шедевры европейского кино!
23.Гай Мэддин - это автор оказавший колоссальное воздействие на молодых постановщиков, его подача интересна, она может быть не всем близка, но определенного признания Мэддин заслуживает. На кинофестивалях последних лет я вижу по несколько картин начинающих режиссёров настойчиво копирующих стилистику Гая (как правило не совсем удачно).
24.Хулио Брессане - примитивная версия Рауля Руиса, но смотреть можно.Снимает он последние 50 лет, причём безостановочно, в его фильмографии нет хотя бы одного пятилетия без примечательной картины, имя нашего героя в синефильских кругах РФ неизвестно вообще.
25.Марсель Карне - великолепный постановщик, его фильмы довольно сдержанные и скромные, но при этом насыщенны очень яркими визуальными и эмоциональными образами. Высоко ценится критиками снятое Карне в тридцатые и начале сороковых годов, а вот всё что вышло после Второй Мировой (начиная с "Ворот ночи" 1946-го) принято считать провалом, я убеждён, что подобная точка зрения ошибочна - ранние фильмы Карне прекрасны, но поздние я смотрю с большим удовольствием: например, потрясающая экранизация первого романа Э. Золя "Тереза Ракен", где филигранно продуманно и реализовано всё (плюс очень интересно подкорректировано содержание первоисточника), "Парижский воздух" и "Три комнаты на Манхэттене" так же очень хороши, "Пустырь" вообще лучший французский фильм о подростках. Критикам предстоит заново открыть для себя вселенную позднего Карне, я уверен, что многие будут приятно удивлены.
Самые переоценённые режиссёры:
1.Федерико Феллини - явно не номер один даже в итальянском кино, ему до интеллектуальных высот Антониони и утончённого аристократизма Висконти как до луны. Феллини снимал не плохие "добрые" фильмы, некоторые из которых я люблю,например "Амаркорд", но всё же сильных картин у него четыре (помимо моей любимой) это "Дорога", "Сладкая жизнь" и "8 с половинной". "Ночи Кабирии" я не перевариваю, но какие-то достоинства критики там находят... Опять же режиссёру снявшему 4 максимум 5 достойных фильмов присваивать лавры величайшего из величайших не вполне заслуженно, когда такого статуса нет у Луиса Бунюэля или Робера Брессона, снявших по дюжине прекрасных картин, которые вдохновляли и вдохновляют молодых авторов во всём мире.
2.Андрей Тарковский - слишком часто апеллирует к библейским сюжетам, его религиозность не идёт на пользу фильмам. Никогда не считал "Иваново детство" шедевром, хоть я и негативно отношусь к советской системе, но всё же человек изучивший такую огромную кинематографическую традицию как советская, назовёт с две сотни фильмов, которые будут интереснее чем "Иваново детство", но почему-то мировая кинопресса составляя списки 100 лучших фильмов в истории, может впихнуть шесть фильмов Тарковского, включая «Детство»... Помимо того, что это просто смешно, вышеописанное проявляет поверхностность и дилетантизм "высоколобых" дедов, якобы посвятивших всю свою жизнь кино.
3.Акира Куросава - безусловно талантлив, но далеко не лучший японский кинорежиссёр. Многие критики и синефилы привыкли сводить классический японский кинематограф к трио: Кросава, Одзу, Мидзогути (но это ошибочный подход, так как на протяжении всего двадцатого века киноиндустрия Страны восходящего солнца была очень яркой, мощной и многообразной). Например, сейчас мало кто помнит гения интеллектуальной комедии Юдзо Кавасиму, или сексуального экстремиста Кодзи Вакамацу, да что уж там, большинство знакомых мне "киноэкспертов" даже и не слышали о существовании Микио Нарусэ... Так,что материала для изучения много, надеюсь кому-то удастся полностью погрузиться в мир "старого" японского кино и открыть миру что-то ценное, но малоизученное!
Касательно Куросавы: не все его работы хороши и достойны внимания, тот же "Идиот" - худшая экранизация романа из тех, что я видел, а фильм "Жить", напротив, моя любимая экранизация Толстого!
Так, что превозносить художественное дарование Акиры не нужно, ведь многие его земляки не менее талантливы.
4.Френсис Форд Коппола - кроме подражающего стилистике Антониони "Разговора" он ничего приличного не снял. Убеждён, что "Апокалипсис сегодня" - абсолютная антиэстетика, и один из самых переоценённых фильмов. Если мы говорим про антивоенное американское кино, то "Неудачники" Роберта Олтмена, гораздо более глубокий фильм. Культ "Крёстного отца" в Штатах, как по мне тоже не оправдан. Скажем, даже самые рьяные адвокаты Копполы, не признают за ним особых заслуг, кроме "Разговора", «Апокалипсиса» и первых двух «Крёстных отцов», всё что снято им начиная с 80-х, мягко говоря низкопробно, его "признание в любви" к вампирам откровенный позор.
5.Кшиштоф Кесьлёвский - не такой интеллектуальный, как принято считать.
6.Стивен Спилберг - поставил лет сорок назад несколько примечательных фильмов, может что-то привнёс новое тогда, но как по мне ничего достойного он не снял после 80-х. "Список Шиндлера" получил оскар из политических соображений, и этот фильм не идеален (затянут, есть неуместная сцена мочеиспускания, последние 40 минут пафосны). Кстати, я высоко ценю нежность и обаяние романтической комедии "Терминал" - как по мне это единственная поздняя вещь спилберга, которая вызывает эмоциональный отклик, но опять же бесконечный конвейер шаблонных спилберговских фильмов бесперебойно работает уже не первое десятилетие, и оскар с удовольствием награждает эти "вершины режиссёрского мастерства", из года в год перед прочтением списка претендентов на статуэтки, я не сомневаюсь, что очередная халтурка стива получит с десяток номинаций!
7.Алехандро Гонсалес Иньярриту - оскар слишком сильно его распиарил, лет пять назад многим приходилось объяснять почему он не лучший режиссёр мира. Сейчас это звучит дико, но тогда его награждали чуть ли не через год, конечно "Бёрдмен" - интересная работа, но всё же внимание академиков было неоправданно велико.
8.Райнер Вёрнер Фасбиндер - Вернор Шрётер талантливее во всём, но почему-то последнего не считают классиком мирового кино, а левака фасбиндера признают "гением", я хочу уничтожить всех кинокритиков, когда в десятках киноведческих списков я вижу абсолютно бездарную агитку "Страх съедает душу" в одном ряду с действительно великими фильмами типа "Конформиста", "Барри Линдона", "Женщины под влиянием"!
9.Вим Вендерс - европейский михалков, на мой вкус не снял ни одного шедевра, почти все его работы проходные, даже раннее творчество не вызывает восторга - фильмы сухие, безжизненные, холодные.
10.Фатих Акин - очень серо, мутно и депрессивно! Фильмы Нури Бильге Джейлана мне больше нравятся, не смотря на, то что он подражает Тарковскому - иногда это бывает удачно,например,Карлосу Рейгадасу удалось. Самым талантливым из ныне живущих турецких режиссёров считаю утончённого эстета Ферзана Озпетека, его картины наполнены теплом, нежностью и искренними эмоциями (сейчас это редкость).
11.Квентин Тарантино - много насилия, грубостей но его показывают не с целью "донести что-то хорошее", а просто так "лишь бы стрелять". Его фильмы принято считать народными, но опять же с точки зрения сюжета самой цельной его работой является "Джанго", но не как не «Чтиво» и не «Бил»... Слишком вторичен - например, он многое украл у Брайана де Пальмы, и даже что-то у Анджея Жулавского...
12.Паоло Соррентино - великая пустота!
13.Сергей Параджанов - священная корова, имеет скромную фильмографию, два его фильма могут быть интересны ("Цвет граната" и "Тени забытых предков"), но Параджанов многое украл у Пазолини, и давайте будем честны, его фильмы на грани вкуса и безвкусицы, международный успех можно объяснить интересом к этнографии... В прочем, жизненный путь режиссёра заставляет уважать его как человека!
14.Марлен Хуциев - слишком много манеры, позёрства, мало содержания.
15-16.Клинт Иствуд вместе со своим "супругом" Спайком Ли уже давно пробили эстетическое дно. Они с ролью ведущих политического ток-шоу справились бы лучше, чем с режиссурой!
17.Роман Полански - очень много проходных фильмов, те что признаны классикой не вызывают во мне эмоционального отклика, не понимаю особого отношения русской интеллигенции именно к его творчеству.
18.Эмир Кустурица - самоповторы, в поздних работах откровенная безвкусица и колхоз.
19.Терри Гиллиам - фильмы устаревают. Киноязык грубоват... Где-то идёт на потребу публики, где-то демонизирует США, как и любой тупой западный левак не живший при совке, он винит во всех бедах капитализм и "империализм", для меня Гиллиам всегда был мягкой версией оливера стоуна.
20.Кенн Лоуч - социалюга с припасённым местом на любом кинофестивале, даже для самых плохих своих фильмов.
21.Кристофер Нолан - Когда смотришь его фильмы, возникает чувство, отторжения, кажется что режиссёр не уважает интеллектуальный уровень зрителя, так как в них с сильным пафосом говориться о простом, как например в затянутом и раздутом "Интерстелларе". Режиссёрский стиль Нолана - это имитация нелинейности повествования, некой многослойности,глубины...
Но на практике, даже самый приличный его фильм ("Помни") примечателен лишь, удачной идеей с татуировками...
Про "Начало" и "Бессонницу" я вообще не говорю - только Кристофер попеременно может красть стилистические приёмы и замыслы, то у японцев, то у норвежцев, но при этом оставаться, одним из самых "авторитетных" режиссёров мира.
22.Дэвид Лин - сакральная фигура (особенно для британцев), его воспевают, считают одним из величайших киноклассиков Соединённого Королевства, я убеждён, что эти восторги не вполне оправданы, и чрезмерны. Да, его работы интересны технически, но эмоционально они слабы - нет в них "магии", они слишком топорные и дуболобые.
23.Милош Форман - Его статус «великого гения» раздут: за всю жизнь он снял максимум три приличных фильма, которые часто пересматривают и любят - это чешская картина "Бал пожарных" (которая мне нравится) и два американских фильма "Пролетая над гнездом кукушки" и "Амадей" (которые мне не нравятся), поэтому я считаю странным, когда режиссёра снявшего три приличных фильма ставят в один ряд с Кубриком, Хичкоком, Кассаветисом, Скорсезе! Форман - фигура меньшего масштаба это по моему мнению очевидно...
Его американские фильмы я считаю фальшивыми, потому что они претендуют на некую глубину, но при этом в них всё на поверхности, возьмём "Амадея" - очень линейная история ничего сверх выдающегося там нет. Или тот же мюзикл "Волосы" - абсолютно пустое кино неинтересное ни с точки зрения визуального стиля, ни с точки зрения драматургии. "Вальмон" - академичная, сухая экранизация "Опасных связей", при чём не лучшая. "Народ против Лари Флинта" - самый что ни на есть обычный байопик.
Что касается, самого обласканного фильма Формана "Пролетая над гнездом кукушки": это безусловно крепкий фильм, но далеко неидеальный, я не разделяю восторгов по его поводу, да там есть подтекст «борьба независимой личности с системой, которая его ломает», но это далеко не новая тема и какой-то «чистой» эмоциональности я не увидел, в этой картине всё кажется надуманным, деланным, бутафорским...
Допустим "Шоковый коридор"(1963) - великий фильм о психиатрической лечебнице, и там есть всё: и эмоциональность, и визуальный стиль, и драматургия, и мотив борьбы за свободу (там были американские диссиденты, которых подвергали карательной психиатрии). Почему "Шоковый коридор"(1963) никогда не включают в списки лучших фильмов в истории кино, а "Пролетая над гнездом кукушки" в каждом втором списке на лидирующих позициях? Я не согласен!
24.Вера Хитилова - для того времени и места где были сняты её ранние фильмы - это не плохо и даже выглядит смело, но с каждым годом её работы всё больше устаревают.
25.Френк Дарабонт - я с удивлением наблюдаю, как сошедшие с ума преданные адепты кинопоиска, как один, с пеной у рта доказывают, что «пабех ис шушэнка» - лучший фильм в истории, а «зялёная жмиля» - второй лучший, причём заядлые пользователи этой антикультурной помойки, абсолютно уверенны в собственной правоте, и не хотят расширить свой кругозор, дальше списка "250 лучших".