И треснул мир напополам - дымит разлом. О "БЕСАХ" Хотиненко

Jun 14, 2014 10:32

Оригинал взят у marta_vallers в И треснул мир напополам - дымит разлом. О "БЕСАХ" Хотиненко
О "Бесах" Достоевского в критической литературе сказано немало. О "бесах" Хотиненко ( экранизация Достоевского) пишут неохотно. Куснул зубом известный "историк, он же писатель, он же совесть отечественного либерализма и отец русской демократии" Д.Быков. Но вяло так куснул. По долгу службы. Чтобы отметиться и проявиться служебным рвением перед российской литературной вкусовщиной ( это раньше в России была литература, сейчас это пролиберальная модель со своей направленностью). Отчего же нет рвения у либералов порвать на куски Хотиненко? Сравнять с землей его фильм? К чему этакое показное равнодушие в СМИ? Этакая констатация факта - ну вышел фильм, ну по Достоевскому, ну Хотиненко ... Почему? Да достатчно объяснимо - фильм не только пророческий, фильм убийственный для всех этих либералов, псевдолибералов и иже с ними. Фильм-зеркало. Не кривое зеркало, которое любит демонстрировать наша современная псевдо-искусствоведческая тусовка, а фильм - ПРАВДА. Горькая правда. Отрезвляющая правда. Касторка для зомбированной массы наших соотечественников - посмотрите, кто несет вам слово "свободы ото всего и демократии для обездоленных жертв деспотизма" - БЕСЫ.



Читать иные рецензии на фильм - несколько смешно. Упрекают в отклонении от сюжета, в предвзятой трактовке образов Достоевского и т.д., и т.п. Вяло упрекают, правда.. Хотя... Даже если принять это за критику, то мне непонятно - отчего такое лицемерие? У тех же самых литкритиков? Почему постановка "Трех сестер" Чехова с разнузданностью героев и героинь - это находка режиссера, новое революционное слово в искусстве, а трактовка Хотиненко - это спад и узкое мышление? Неужели пророческая трактовка и ассоциативное соединение двух мастеров классической литературы - Достоевского и Булгакова - не имеет место в работе ТАЛАНТЛИВОГО и глубоко чувствующего режиссера?

Новое прочтение романа Достоевского? Да. Новое. Как катрены Нострадамуса. Новейшая история все расставляет по местам. Пророчество Достоевского - тоже. И Булгакова.

И основное - пришествие Дьявола в Россию. Пока на ознакомительные экскурсии. Прогулки, так сказать. И эти экскурсии становятся все жестче, все целенаправленнее.

Ведь неспроста у Хотиненко идет явная перекличка главных героев Достоевского и Булгакова.

Петенька Верховенский - весь в клетчатом, в гламурных перчатках, глумлив и нагл, ерничанье в жестах и поступках. Кого он напоминает? Не Коровьева ли, часом? Вечного спутника Воланда?

А Ставрогин? Красавенц, аристократ, сдержанный и холодный? Под вечной холодностью скрывающий вечный лед зла? Но зла притягивающего, манящего. Как яркий, слепящий свет фонаря в ночи, на который так и летят глупые насекомые, в вечном поиске "света истины". Истина открывается тут же - как отстраненно бережно Ставрогин (Воланд, Дьявол) накалывает бабочек для коллекции. С каким наслаждением равнодушия он расправляет крылышки, вонзает в брюшко острую булавку. Получайте истину от Дьявола..
Где же вечные спутники Воланда - Азазелло и Бегемот? Их -нет. Ну не тянут волно-невольные соратники Петеньки Верховенского на этих авторитетных БЕСОВ. Мелькают иногда похожие: глумливо-кошачья физиономия Литова, уродливо-исковерканная личность каторжника - но нет.. не тянут.. Это - мелкие угодливые бесы. Шестерки. Да и верно - ведь первое пришествие в Россию. Ознакомительная экскурсия - зачем же тянуть весь легион? Для первоначальной вербовки и эти сойдут.

Главное, внедрить ПРОГРАММУ. А начать все с разрушения ЦЕРКВИ. Ненавистна она бесам,ненавистно слово Божье, ненавистны заповеди христианские.

Насколько ярка и откровенна сцена фильма - Ставрогин замечает бабочку на иконе Божьей Матери и настигает ее, распиная ее для своей коллекции. А мышь, запущенная под стекло иконы? И изъятая оттуда чрез разбитое стекло. С кровью на руках.. Не пророчество ли? Что все эти "шутки" будут омыты кровью - все к этому готовится. Пока идет легкая пристрелка - основное впереди. Когда мир ЗАХЛЕБНЕТСЯ кровью. Так и случилось - впоследствии. Все нам это знакомо - разрушение церквей повсеместное - было, было. Братоубийственная война, голод.. Наелись сполна. Но не ЗАХЛЕБНУЛИСЬ кровью. Устояли.

И второе пришествие Дьявола ( Воланда) по Булгакову- тоже ознакомительно-пристрелочное. Работа над ошибками. Исправление того, что не получилось. Корректировка программы - недостаточность вербовки душ. Недостаточность глупых мошек, летящих на фонарь "истины".
Помните программную страстную речь Петеньки Верховенского?

«Я уже вам говорил: мы проникнем в самый народ. Знаете ли, что мы уж и теперь ужасно сильны? Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются. Такие только мешают. Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают! С другой стороны, послушание школьников и дурачков достигло высшей черты; у наставников раздавлен пузырь с желчью; везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный… "

Не соотнести ли это с НАШИМ временем? Ведь то, что было теоретической дявольской ПРОГРАММОЙ - уже ПРАКТИКА. Воланд Булгакова поработал над ошибками и закрепил сделанное. Церкви разрушены - отлично. Православная религия поднимает голову? Плохо. Надо уничтожить. А для этого есть отличный ресурс - современные информационные системы и давление лИТЕРАТУРЫ. Ведь неспроста Воланд ( именно Дьявол) озаботился судьбой писателя - МАСТЕРА. Наколоть как бабочку такого писателя в свою коллекцию, обработать его душу, заставить смотреть в кривые зеркала и одурманивать этой кривой истиной души еще не обработанные. Какой урожай можно собрать? Сверхурожай.. Штамповать мутантов. Чтобы по первому знаку, по первому слову таких "литературных глашатаев истины" они рвали не себе подобных, а непохожих, несогласных, тех, кто не хочет жить истиной кривых зеркал, истиной ненависти. Чтобы НАКОНЕЦ захлебнулись кровью. Эти - чужой, те - своей. Бесовский праздник. Дьявольское торжество.

Посмотрите - вся наша современная "писательская элита" - это человеконенавистничество, это ерничество над религией. Татьяна Толстая - сплошь нецензурщина в адрес православной церкви и патриарха, Д.Быков - глумление над историей и православием, Сорокин, Ерофеев - уподобление российского народа развратному пьяному быдлу, Рубина, Улицкая, Акунин - воспевание истинных ценностей, необходимости "за шиворот тянуть сиволапую толстож..ую Россию к европейским ценностям."
К каким? Известно каким. Толерантности, гомосексуализму, педофилии, всеобщему синтетическому счастью пластмассового рая.
И опять же к Петеньке Верховенскому - " и не надо особых усилий. Всего два-три поколения обработанных идеями людей.."

Уже не надо усилий. Уже - обработаны. Уже занесено ледяное острие булавки над душами родившихся сегодня. Вакантные места в коллеции Дьявола - свободны. Милости просим. За это время выросло - бесовское поколение. Зомбированное, жестокое, наглое и НЕ думающее. Украина это показала как нельзя более ясно. Россия - это увы! Крохотный островок НЕИЗМЕНЕННОГО сознания. Критического сознания. И аналитического мышления. Но надолго ли?

Вот поэтому наши "литкритики" так вяло реагируют на фильм. Очень им хочется порвать его, перекусить горло режиссеру Хотиненко, растоптать и унизить. Но - сдерживаются.. Рекламировать боятся. Ведь по их заповедям Антиреклама - лучшая реклама. Не дают разыграться литературным страстям, интуитивно чувствуют, что не их сегодня время - нет былой вольницы. Русские люди много поняли из дьявольских украинских игр, когда БЕСЫ неосторожно сорвали маски и устроили кровавые бесовские вакханалии. Вместе с Западом, давно уже под пятой Дьявола.

Об игре актеров - а надо ли? Это работа профессионалов. Великолепен Маковецкий, виртуозен и убедителен Максим Матвеев -Ставрогин, хорош Лебядкин - вечный шут, извергающий правду, очень органична Маша Шалаева - Лебядкина - юродивая, вечная блаженная, которая так же видит настоящую истину. Хорош Косталевский - эдакое ходячее либеральное пустозвонство и глупость. Очень интересна сцена нечаянной встречи отца с сыном - откровенная растерянность при явной наглости и неприятия родственных уз сыновьих. Ну что ж - а чему удивляться - чему учили, сударь,то и усвоено. В богадельню, голубчик, в богадельню. Мало ли у нас таких примеров - в нашей жизни? Да сколько угодно.

Напрягал меня поначалу Антон Шагин- Петенька Верховенский - некой фальшью, утрированностью игры, слишком все открыто, напоказ. Лубочно-картонно. Но.. ведь так оно было и задумано. А разве Коровьев менее аффектирован? И менее убедителен? Ведь для Дьявола ( Воланда) - это театр масок. И очередная маска Верховенского. Вернее, Верховенских - глупо-либеральный вечный нахлебник папаша Верховенский и нагло-жадный, откровенно-глумливый сынок.. От осинки не растут апельсинки..

Так что, господа либералы, а также писательская когорта - шипите. Но только потихоньку. Этот фильм - первая ласточка. Надоели ваши кривые зеркала. Сейчас входят в моду - зеркала правдивые.

Previous post Next post
Up