Ибн Аби Шейба сказал: "Рассказал нам (правдивый, хороший в хадисе) Абу Бакр ибн Ияш, от (приемлемого/макъбуль) аль-Аджляха (ибн Абдаллаха аль-Кинди), сказавшего: "Я сказал Амиру (аш-Ша'би): "Люди заявляют о том, что аль-Хаджадж - верующий". аш-Ша'би ответил: "Я свидетельствую, что он верующий в тагута и неверующий в Аллаха"
Вывел Ибн Аби Шейба в "Муснаннаф" (
30007)
حَدَّثَنَا
أَبُو بَكْرِ بْنُ عَيَّاشٍ ، عَنْ
الْأَجْلَحِ ، قَالَ : قُلْتُ لِعَامِرٍ : " إِنَّ النَّاسَ يَزْعُمُونَ أَنَّ الْحَجَّاجَ مُؤْمِنٌ " , فَقَالَ : " وَأَنَا أَشْهَدُ أَنَّهُ مُؤْمِنٌ بِالطَّاغُوتِ كَافِرٌ بِاللَّهِ
===============================================
Сказал Таус: "Я удивляюсь нашим братьям-иракцам, называющим аль-Хаджаджа верующим!"
Вывел Ибн Аби Шейба в "аль-Иман" (
91) через надёжную цепь передачи
أَخْبَرَنَا
قَبِيصَةُ ، عَنْ
سُفْيَانَ ، عَنْ
مَعْمَرٍ ، عَنِ
ابْنِ طَاوُسٍ ، عَنْ
أَبِيهِ ، قَالَ : " عَجَبًا لإِخْوَانِنَا مِنْ أَهْلِ الْعِرَاقِ يُسَمَّوْنَ الْحَجَّاجَ مُؤْمِنًا
===============================================
Иснадом, идущим через имамов хадиса передается, что когда перед Ибрахиму ан-Нахаи упоминали аль Хаджаджа он говорил: "Да падёт проклятие Аллаха на несправедливых!" (сура 11, аят 18)
Вывел ибн Аби Шейба в "аль-Иман" (
92)
حَدَّثَنَا
وَكِيعٌ ، عَنْ
سُفْيَانَ ، عَنْ
مَنْصُورٍ ، عَنْ
إِبْرَاهِيمَ ، أَنَّهُ كَانَ إِذَا ذُكِرَ الْحَجَّاجُ , قَالَ : " أَلا لَعْنَةُ اللَّهِ عَلَى الظَّالِمِينَ سورة هود آية 18
-------------------------------------------------------------------------
Со слов хафиза, довода, имама Малика ибн Исмаиля, со слов правдивого шиита Джа'фара ибн Зияда, от имама, хафиза Ато ибн Саиба передается, что когда табиин, надёжный шиит Абу аль-Бухтари Саид ибн Файруз услышал, как аль-Хаджадж сравнивает Усмана с Исой, он сказал: "Неверный, клянусь Господом Каабы!"
Вывел Ибн Аби Шейба в "Муснаннаф" (
30028)
حَدَّثَنَا
مَالِكُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ ، قَالَ : أَخْبَرَنَا
جَعْفَرُ بْنُ زِيَادٍ ، عَنْ
عَطَاءِ بْنِ السَّائِبِ ، قَالَ : كُنْتُ جَالِسًا مَعَ
أَبِي الْبَخْتَرِيِّ الطَّائِيِّ وَالْحَجَّاجُ يَخْطُبُ , فَقَالَ : " مثل عُثْمَانَ عِنْدَ اللَّهِ كَمَثَلِ عِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ " ، قَالَ : فَرَفَعَ رَأْسَهُ ثُمَّ تَأَوَّهَ , ثُمَّ قَالَ : إِنِّي مُتَوَفِّيكَ وَرَافِعُكَ إِلَيَّ وَمُطَهِّرُكَ مِنَ الَّذِينَ كَفَرُوا وَجَاعِلُ الَّذِينَ اتَّبَعُوكَ فَوْقَ الَّذِينَ كَفَرُوا إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ سورة آل عمران آية 55 قَالَ : فَقَالَ أَبُو الْبَخْتَرِيِّ : " كَفَرَ وَرَبِّ الْكَعْبَةِ
-------------------------------------------------------------------------
Со слов (надёжного) Ахмада (ибн Абдаллаха ибн Сабура ибн Мансура), от (надежного) Василя ибн Абд-уль-Али, от (не сильного у Насаи и слабого у Ибн Хаджара шиита) Йахьи ибн Исы ар-Рамли, от А'маша, что он сказал: "Люди стали разногласить относительно аль Хаджаджа, и сказали друг другу: "Кем вы довольны?" Когда же сошлись на Муджахиде, то пришли к нему и спросили его (о Хаджадже), и он сказал: "Вы спрашиваете меня о неверном шейхе?!"
Вывел Абу аль Фадль аз Зухри в своих "Хадисах" (
249)
نا
أَحْمَدُ ، نا
وَاصِلُ بْنُ عَبْدِ الأَعْلَى ، نا
يَحْيَى بْنُ عِيسَى الرَّمْلِيُّ ، عَنِ ا
لأَعْمَشِ ، قَالَ : " اخْتَلَفُوا فِي الْحَجَّاجِ ، فَقَالُوا : بِمَنْ تَرْضَوْنَ ؟ فَقَالَ بَعْضُهُمْ : بِمُجَاهِدٍ ، فَأَتَوْهُ فَسَأَلُوا ، فَقَالَ : تَسْأَلُونِي عَنِ الشَّيْخِ الْكَافِرِ ؟ "
-------------------------------------------------------------------------
Оборванным иснадом от Катады передается, что он сказал: "Когда Саиду ибн Джубейру сказали: "Ты вышел против Хаджаджа", - он ответил: "Поистине, клянусь Аллахом, я не вышел против него, кроме как после того, как он стал неверным"
Вывел Ибн Асакир в "Тарих ад-Димашк" (
10614)
(حديث مقطوع) (حديث موقوف) قال : ونبأنا قال : ونبأنا ابن أبي خيثمة ، نَبَّأَنَا أبو ظفر ، نَبَّأَنَا جعفر بْن سليمان ، قال بسطام بْن مسلم ، عَن قتادة ، قال : قيل لسعيد بْن جبير : خرجت على الحجاج ؟ قال : إي والله ما خرجت عليه حتى كفر
======================================
Сказал имам Навави о вышедших на аль Хаджаджа:
قِيَامهمْ عَلَى الْحَجَّاج لَيْسَ بِمُجَرَّدِ الْفِسْق ، بَلْ لَمَّا غَيَّرَ مِنْ الشَّرْع وَظَاهَرَ مِنْ الْكُفْر
"Их выход против Хаджжаджа не был лишь по причине нечестия, однако, был ещё и потому, что он изменил Шариат и выявил неверие"
"
Шарх Сахих Муслим"