حَدَّثَنَا
يُونُسُ بْنُ بُكَيْرٍ , عَنْ
مُحَمَّدِ بْنِ إِسْحَاقَ ، قَالَ : حَدَّثَنِي
الْمُغِيرَةُ بْنُ عُثْمَانَ , عَنْ
مُحَمَّدِ بْنِ عُثْمَانَ بْنِ الأَخْنَسِ بْنِ شَرْبَقٍ , عَنْ
أَبِي سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ عَوْفٍ , قَالَ : كَانَ أَوَّلُ خُطْبَةٍ خَطَبَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِالْمَدِينَةِ أَنَّهُ قَامَ فِيهِمْ , فَحَمِدَ اللَّهَ , وَأَثْنَى عَلَيْهِ بِمَا هُوَ أَهْلُهُ , ثُمَّ قَالَ : " أَمَّا بَعْدُ ؛ أَيُّهَا النَّاسُ تَقَدَّمُوا لأَنْفُسِكُمْ تَعْلَمُنَّ , وَاللَّهِ لَيُصْعَقَنَّ أَحَدُكُمْ , ثُمَّ لَيَدَعَنَّ غَنَمَهُ وَلَيْسَ لَهَا رَاعٍ , ثُمَّ لَيَقُولَنَّ لَهُ رَبُّهُ لَيْسَ لَهُ تُرْجُمَانٌ وَلا يَحْجُبُهُ دُونَهُ : أَلَمْ يَأْتِكَ رَسُولٌ فَبَلَغَكَ ؟ ! وَآتَيْتُكَ مَالا وَأَفْضَلْتُ عَلَيْكَ ؟ ! فَمَا قَدَّمْتَ لِنَفْسِكَ ؟ فَلَيَنْظُرَنَّ يَمِينًا وَشِمَالا فَلا يَرَى شَيْئًا , ثُمَّ لَيَنْظُرَنَّ قُدَّامَهُ فَلا يَرَى غَيْرَ جَهَنَّمَ , فَمَنِ اسْتَطَاعَ أَنْ يَقِيَ وَجْهَهُ مِنَ النَّارِ وَلَوْ بِشِقَّةٍ مِنْ تَمْرَةٍ فَلْيَفْعَلْ , وَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَبِكَلِمَةٍ طَيْبَةٍ ؛ فَإِنَّ بِهَا تُجْزَى الْحَسَنَةُ عَشْرَ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ , وَالسَّلامُ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ " ثُمَّ خَطَبَ مَرَّةً أُخْرَى : " إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ أَحْمَدُهُ وَأَسْتَعِينُهُ , نَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَسَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا , مَنْ يَهْدِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ , وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ , وَأَشْهَدُ أَنْ لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ , إِنَّ أَحْسَنَ الْحَدِيثِ كِتَابُ اللَّهِ قَدْ أَفْلَحَ مَنْ زَيَّنَهُ اللَّهُ فِي قَلْبِهِ وَأَدْخَلَهُ فِي الإِسْلامِ بَعْدَ الْكُفْرِ وَاخْتَارَهُ عَلَى مَا سِوَاهُ مِنْ أَحَادِيثِ النَّاسِ , إِنَّهُ أَحْسَنُ الْحَدِيثِ وَأَبْلَغُهُ فَقَدْ سَمَّاهُ خِيرَتَهُ مِنَ الأَعْمَالِ وَالصَّالِحَ مِنَ الْحَدِيثِ , وَكُلُّ مَا أُوتِيَ النَّاسَ مِنَ الْحَلالِ وَالْحَرَامِ , فاعَبْدُوا اللَّهَ , وَلا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا , وَاتَّقُوهُ حَقَّ تُقَاتِهِ , وَاصْدُقُوا لِلَّهِ مَا تَقُولُونَ بِأَفْوَاهِكُمْ , وَتَحَابُّوا بِرُوحِ اللَّهِ بَيْنَكُمْ , إِنَّ اللَّهَ يَغْضَبُ أَنْ يُنْكَثَ عَهْدُهُ , وَالسَّلامُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ
Со слов Абд ар-Рахмана ибн Ауфа (да будет доволен им Аллах), который сказал: «В первой своей хутбе в Медине Посланник Аллаха (да благословит его Аллаха и да приветствует) встал перед мусульманами, воздал должную хвалу Аллаху и сказал: «Люди, готовьте благое для себя. Клянусь Аллахом, вы знаете о том, что каждый из вас будет лишен жизни, оставив свое стадо без пастуха. Затем воистину его Господь, без всякой завесы между ними, скажет ему: «Разве не приходил к тебе Мой посланник и не довел он до тебя Мои слова, и не дал ли Я тебе богатства, и не оказал ли Я тебе милость? Что ты уготовил для себя?» Человек станет смотреть на право и налево, но ничего не увидит, а потом посмотрит вперед и увидит перед собой лишь ад». Кто может уберечь свой лик от огня, даже если одной половинкой финика, пусть делает это. А если не может, то пусть делает это добрым словом. Человек будет вознагражден за добро в десятикратном размере и до семисот раз больше. Мир Посланнику Аллаха, милость Аллаха и Его благословение». В другой своей хутбе Посланник Аллаха (да благословит его Аллаха и да приветствует) сказал: «Хвала Аллаху. Восхваляю Его и прошу у Него помощи. Просим защиты у Аллаха от зла душ наших и дурных поступков. Никто не введет в заблуждение того, кого Аллах направил на истинный путь. Наилучшая речь - это Книга Аллаха. Блажен тот, чье сердце Аллах украсил этой речью и привел его к Исламу после неверия, и избрал он речь Аллаха над всеми речами людей как самую лучшую и самую совершенную. Любите от всего сердца того, кого любит Аллах. Не утомляйтесь от речи Аллаха, и пусть ваши сердца не отрываются от нее. Поистине Аллах выбрал ее и назвал лучшим деянием, лучшим из поклонений и самой благой речью. Поклоняйтесь Аллаху во всем, что разъяснено людям из дозволенного и запретного, и не ставьте ничего вровень с Ним, и бойтесь Его должным образом, и говорите только то, что угодно Ему, и любите друг друга ради Аллаха. Воистину Аллах гневается, когда нарушают договор с Ним. Мир вам, милость и благословение Аллаха».
Ханнад ас-Сари в «аз-Зухд» (
490)
Ибн Раджаб в «Фатх аль-Бари» (5/491) и Ибн Касир в «Бидая» (3/212) указали на то, что этот хадис - мурсаль, а Албани в «Фикх ас-сира» (179) сказал, что хадис - слабый.