Шейх уль-Ислам Ибн Таймийя сказал:
الجواب الثاني: أن الاعتراض قد يكون ذنبا ومعصية يخاف على صاحبه النفاق وإن لم يكن نفاقا مثل قوله تعالى: {يُجَادِلُونَكَ فِي الْحَقِّ بَعْدَ مَا تَبَيَّنَ} ومثل مراجعتهم له في فسخ الحج إلى العمرة وإبطائهم عن الحل وكذلك كراهتهم للحل عام الحديبية وكراهتهم للصلح ومراجعة من راجع منهم فإن من فعل ذلك فقد أذنب ذنبا كان عليه أن يسغفر الله منه كما أن الذين رفعوا أصواتهم فوق صوته أذنبوا ذنبا تابوا منه وقد قال تعالى: {وَاعْلَمُوا أَنَّ فِيكُمْ رَسُولَ اللَّهِ لَوْ يُطِيعُكُمْ فِي كَثِيرٍ مِنَ الأَمْرِ لَعَنِتُّمْ} .قال سهل بن حنيف: "اتهموا الرأي على الدين فلقد رأيتني يوم أبي جندل ولو أستطيع أن أرد أمر رسول الله صلى الله عليه وسلم لفعلت".فهذه أمور صدرت عن شهوة وعجلة لا عن شك في الدين كما صدر عن حاطب التجسس لقريش مع أنها ذنوب ومعاص يجب على صاحبها أن يتوب وهي بمنزلة عصيان أمر النبي صلى الله عليه وسلم
«Второй ответ: Иногда несогласие с Пророком является грехом и ослушанием, за которым может крыться лицемерие. Даже если лицемерием это не является. Пример этому в словах Всевышнего: ”Они препирались с тобой относительно истины после того, как стала очевидна…” (8:6). Например, они обратились к нему с настойчивым предложением отменить (совершаемый ими) хадж и продолжить его умрой, промедлить с «выходом» из паломничества, а также не захотели выйти из состояния «ихрама» в год Худейбийи и заключить перемирие, выражая своё недовольство. И те, кто сделал это, совершили грех, и они должны были просить прощения у Аллаха, так же как и сподвижники, которые говорили громче Пророка, совершили грех и раскаялись в нём. Всевышний сказал: „Знайте, что среди вас находится Посланник Аллаха. Если бы он подчинился вам во многих делах, вы непременно попали бы в затруднительное положение…“ (49:7). Сахль ибн Ханиф, ؓ, сообщил: „Не отдавайте предпочтение своему личному мнению перед религией. Поистине, у меня появилась плохая мысль (о неповиновении) в день Абу Джандаля, - если б я мог отвергнуть веление Посланника Аллаха ﷺ, то так бы и сделал“. Всё это исходило из собственного желания и поспешности, а не из сомнения в религии, как например Хатыб выведывал для курайшитов стратегические планы мусульман. Такие люди обязаны принести покаяние за грехи, сравнимые с ослушанием повелений Пророка, ﷺ»
«ас-Сарим аль-маслюль» (1/
196-
197)
Далее он также сказал:
وبالجملة فالكلمات في هذا الباب ثلاثة أقسام
«В целом, слова возражения здесь делятся на три вида:
إحداهن: ما هو كفر مثل قوله: "إن هذه لقسمة ما أريد بها وجه الله"
Первые являются неверием, например выражение: „Этим делением не стремятся к лику Аллаха“.
الثاني: ما هو ذنب ومعصية يخاف على صاحبه أن يحبط عمله مثل رفع الصوت فوق صوته ومثل مراجعة من راجعه عام الحديبية بعد ثباته على الصلح ومجادلة من جادله يوم بدر بعد ما تبين له الحق وهذا كله يدخل في المخالفة عن أمره.
Вторые являются грехом и ослушанием, из-за которого благие деяния человека могут оказаться тщетными, например: повышение голоса при разговоре с Пророком ﷺ, обращение к нему с попытками переубедить в год Худейбийи после его твёрдого решения о перемирии, спор с ним в день битвы при Бадре после того, как стала очевидной истина. Во всех этих случаях шли наперекор пророческому велению.
الثالث: ما ليس من ذلك بل يحمد عليه صاحبه أو لا يحمد كقول عمر: "ما بالنا نقصر الصلاة وقد أمنا؟ " وكقول عائشة: "ألم يقل الله: {فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِه} " وكقول حفصة: "ألم يقل الله: {وَإِنْ مِنْكُمْ إِلاَّ وَارِدُهَا} " وكمراجعة الحباب في منزل بدر ومراجعة سعد في صلح غطفان على نصف تمر المدينة ومثل مراجعتهم له لما أمرهم بكسر الآنية التي فيها لحوم الحمر فقالوا: "أو لا نغسلها" فقال: "اغسلوها" وكذلك رد عمر لأبي هريرة لما خرج مبشرا ومراجعته للنبي صلى الله عليه وسلم في ذلك وكذلك مراجعته له لما أذن له في نحر الظهر في بعض المغازي وطلبه منه أن يجمع الأزواد ويدعو الله ففعل ما أشار به عمر ونحو ذلك مما فيه سؤال عن إشكال ليتبين لهم أو عرض لمصلحة قد يفعلها الرسول صلى الله عليه وسلم
Третьи не связаны ни с неверием, ни с грехами. Наоборот, за них человек может заслуживать похвалы. Или не заслуживать. Например, вопрос Умара: „Почему мы сокращаем молитву, находясь в безопасности?“, удивление Аиши: „Разве Аллах не сказал: „Тот,кому его книга будет дана в правую руку…“ (69:19)?,слова Хафсы: „Разве Аллах не сказал: „Каждый из вас войдёт туда“ (19:71)?. К этому относится совет аль-Хаббаба относительно размещения войска в битве при Бадре, совет Са‘да заключить мирный договор с племенем Гатафан с условием уплаты половины урожая мединских фиников. Сподвижники также спросили Пророка ﷺ, когда он велел им разбить ёмкости, где хранилось ослиное мясо: „Не лучше ли нам вымыть их?“. Он ответил: „Вымойте“. Кроме того, Умар не послушал сразу Абу Хурайру, который вышел и оповестил радостную весть, а обратился по этому поводу к Пророку ﷺ. Он обратился к нему с иным предложением, когда он дал ему разрешение зарезать верховых животных в одном из военных походов, попросил собрать провизию и воззвать к Аллаху о благодати. И Пророк ﷺ прислушался к рекомендации Умара. И тому подобные случаи, в которых сподвижники спрашивали его, чтобы устранить неясность, или указывали на полезное дело, которые мог совершить Посланник, ﷺ»
«ас-Сарим аль-маслюль» (1/
199)