Сибгатуллина А.Т., Бештой Сельман.
(г. Москва. Российская Федерация; г. Стамбул. Турция)
Аннотация. Из ингушской диаспоры в Турции вышло немало известных людей, сыгравших видную роль в истории и культуре страны, однако их жизнь и деятельность пока слабо изучены. Одним из центров компактного проживания ингушской диаспоры яв¬ляется город Бейшехнр в провинции Конья. В данной статье речь идет о знаменитых уроженцах Бейшехира, являющихся этническими ингушами.
(На турецком....)
Небольшой городок Бейшехнр находится в юго-западной части Турции, в 70 км от центра провинции Конья. Начало переселения сюда ингушских мухаджиров относится к 1900-1901 гг. Первая группа кавказских переселенцев из 120 семей использовала морской путь из Одессы и Севастополя в Стамбул. Половина этой группы поселилась в Бейшехирс, другая - в местности Узунйайла, в провинции Кайсери. Другим маршрутом стала поездка по железной дороге до Эрзерума, оттуда мухаджиры были отправлены в Муш, однако с началом Первой мировой войны и приближением российской армии они вынуждены были, оставив свой скарб, бежать в Кызылтепе, что в Мардине. Пробыв там около полугода, часть группы оттуда ушла в Сирию, другая пришла в Бейшсхир. Известно также, что одна группа ингушей поселилась в Зригли близ Коньи. Собственно, население Бейшехира к 1899 г., т.е. до прихода севсрокавказских мухаджиров, насчитывало 409 семей, а в переписи населения 1906 г. здесь уже было 600 семей, т.е. около 3 тысяч человек [1, с. 386]. В Бсйшехире первые переселенцы. 11 ингушских семей и одна родственная с ними чеченская семья (Хаджи Нумана Талтоя) [2, с. 448-449], построили дома и обосновали собственный квартал Хамидийе, названный в честь приютившего их султана Абдулхамида II.
Озеро Бейшехнр, на берегу которого расположился город, является самым большим источником пресной воды в Турции. В период Османской империи изменение уровня воды в озере вызывало большие житейские трудности для населения: как наводнения, так и снижение уровня воды формировали болотистые участки, где скапливались малярийные комары, становясь очагом страшной болезни [3]. Северокавказские мухаджиры, и так имевшие большие сложности с акклиматизацией и адаптацией к местным географическим условиям, семьями заболевали и умирали от малярии [3, с. 517-518]. Из 842 человек, умерших в городе с 1902 по 1911 годы, большинство составляли ингушские переселенцы [1, с. 390]. Старшее поколение рассказывало, как во время эпидемии некому было копать могилы (ингуши не разрешали копать чужим людям могилы для своих), поэтому малолетних детей хоронили в одной могиле с родителями. Оставшиеся в живых вынуждены были покидать эту местность. В итоге, увеличившееся благодаря переселенцам население Бейшехира вскоре пошло на убыль. Если по статистическим данным к 1915 г. в Беншехире находилось 144 ингушских семьи, то перепись населения 1922 г. выявила в квартале Хамидие всего 75 домов: с 1906 по 1922 гг. вымерло или ушло 69 ингушских семей. *
В Османской империи северокавказскнх мухаджиров традиционно не разделяли на этнические группы, для всех они являлись «черкесами». Как указывает турецкий исследователь X. Мумшал, в архивных документах Османской империи для чеченских и ингушских переселенцев в Бейшехире использовались формулировки «кавказский мухаджир» (Kafkas muhaciri) или «чеченский мухаджир» (çeçen mühacir) [2, с. 424]. Так называло их и местное население, хотя сами ингуши никогда не забывали свой род. Па надмогильных камнях в двух (верхнее и Нижнее) кладбищах г. Бейшехира зафикссированы имена многих ингушских переселенцев [2].
Среди представителей ингушской диаспоры - уроженцев Бейшехира довольно мною знаменитых людей, сыгравших опре¬деленную роль в истории, науке, культуре, общественной жизни республики Турция. Назовем имена некоторых из них: соратник Мустафы Кемаля Ататюрка Сулейман Сырры Койдемир (умер в 1923 г.), его племянник - полковник, один из основателей турецкого спецназа «Бордовые береты», герой турецкой миротворческой операции на Кипре Сырры Койдемир (Бсштоев), его соратник офицер Назым Джанполат (Дзауров), журналист Хасан Басри Гёккая (Горбаков / Кулбужев) (умер в 1946 г.), профессор Шериф Баштав (1913-2010), профессор Аттила Тачой (Точнев) (1939-2001), сенатор Осман Нури Джанполат (Дзауров), публицист Мустафа Бештой и др.
В настоящее время мы ведем работу по сбору материала и выявлению малоизвестных данных их жизни и деятельности. А здесь конкретно остановимся на личности двух ученых-профессоров, чьи биографии нам пришлось восстановить почти по крупицам.
Один из них - крупнейший историк-медиевист и тюрколог, византинист и специалист по венгроведению Мекки Шериф Баштав (1913-2010)
Профессор Шериф Баштав считается одним из основателей ви-зантийских исследований в турецкой академической науке [4].
Он был первенцем в семье переселившегося из Ингушетии в Османскую империю в конце XIX века Аббас-бея и Нафисе-ханум (Гюзей / Гюзи). Детство Мекки Шерифа пришлось в тяжелые для Турции годы, с началом Первой мировой воины отец был при¬зван в армию и пропал без вести. Выпускника учительской школы (1935 г.) влекла наука и вскоре Шериф стал одним из первых студентов торжественно открытого в 1936 г. с участием Мустафы Кемаля Ататюрка факультета языка, истории и географии Анкарского университета. Это событие стало отправной точкой в жизни будущего ученого. Здесь он на бесплатной основе обучался сразу в двух направлениях: венгроведении (хунгарология) и средневековой истории. Кафедра (впоследствии Институт) хунгарологии была открыта по директиве Ататюрка, который высоко ценил тюркологнческие исследования, проводимые в Венгрии еще с 70-х гг.
XIX века, и желал организовать научное сотрудничество турецких ученых с венгерскими коллегами. В Анкару были приглашены известные венгерские тюркологи, здесь же на основе систематично отправленных венгерским правительством книг создана солидная библиотека при кафедре. По особому решению Совета Министров Турции он в 1942 г. отправился в Будапешт для прохождения док¬торантуры. Там Шериф Баштав имел счастье заниматься у таких известных венгерских тюркологов, как Nemeth, Fеteке, Ligeti, Моrаvсsik и др. Однако время было тяжелое, весь мир находился в ужасе войны, а территория Венгрии переходила из рук немцев в руки советских солдат. Несмотря на все трудности, он в 1947 г. успешно закончил учебу и опубликовал на французском языке свой труд, посвященный переводу и анализу одного греческого источника XVI века о периоде правления Фатиха Султана Мехмеда. В данной работе Ш. Баштав использовал древние хроники и исторические источники на греческом, османском, итальянском, французском языках. За это исследование ему была присвоена ученая степень доктора греческой филологии. Венгерские наставники посоветовали ему повысить уровень знаний по немецкому языку, поэтому половину 1948 г. он провел в Вене. После возвращения в Турцию преподавал на родной кафедре венгерский язык, историю Венгрии и венгерской литературы. В 1955 г. опубликовав монографию, посвященную исследованию еще одного анонимного греческого источника по истории Османской империи, Ш. Баштав получил звание доцента.
В 1957 году удостоился стипендии фонда Гумбольдта и поехал в Германию, где прошел обучение в самом старинном и известном научном центре по своему направлению - на кафедре хунгарологии Мюнхенского университета. Вернувшийся в 1960 г. домой Шериф Баштав застал страну вовлеченной во внутриполитические и социальные раздоры, где вскоре произошел военный переворот. Его имя попало в «опальный список» 147 известных в Турции ученых, в связи с этим он был отстранен от педагогической и научной деятельности.
В 1961 г. был назначен преподавателем истории в Педагогичесском институте им. Гази но в том же году выиграв очередной научный грант, снова отправился в Германию. *
После того как в марте 1962 г. была объявлена амнистия III Баштав возобновил свою деятельность в Лнкарском университете на кафедре истории средних веков. В эти годы он совместно с ближайшим другом, казанским татарином профессором Ахметом Темиром (1912-2003 гг.), одним из трех учредителей Института исследований тюркской культуры в Анкаре, выпускал печатный орган данного института - ежемесячный журнал «Тюркская культура», писал также статьи в «Бюллетень» Турецкого исторического общества. В печати выступал под разными псевдонимами, как «Торослу», «Терекбойлу», «Др. М. Торослу».
В 1973 г. он стал профессором и на следующий год возглавил кафедру хунгарологии и до выхода на пенсию в 1982 г. преподавал венгерский язык, историю Венгрии и венгерской литературы. Он подготовил ряд видных ученых и специалистов но истории Византии и Венгрии. После выхода на пенсию продолжал свои научные изыскания и периодически читал лекции по истории Византии в университете им. Гази в Анкаре. В 1983 г., получив научный грант Гарвардского университета, восемь месяцев поработал в одной из известных американских библиотек. В 1989 г. читал лекции по истории турецко-венгерских взаимоотношений в Венгерской выс¬шей педагогической школе и в течение трех месяцев проводил собственные изыскания. Также в 1991 г. имел возможность посетить Венгерскую академию наук.
В 2015 г. отдельными книгами были изданы такие труды ученого, как «Последний этап истории Византийской империи (1261-1461).После того как в марте 1962 г. была объявлена амнистия III Баштав возобновил свою деятельность в Лнкарском университете на кафедре истории средних веков. В эти годы он совместно с ближайшим другом, казанским татарином профессором Ахметом Темиром (1912-2003 гг.), одним из трех учредителей Института исследований тюркской культуры в Анкаре, выпускал печатный орган данного института - ежемесячный журнал «Тюркская культура», писал также с гатьи в «Бюллетень» Турецкого исторического общества. В печати выступал под разными псевдонимами, как«То- рослу», «Терекбоилу», «Др. М. Торослу».
В 1973 г. он стал профессором и на следующий год возглавил кафедру хунгарологии и до выхода на пенсию в 1982 г. преподавал венгерский язык, историю Венгрии и венгерской литературы. Он подготовил ряд видных ученых и специалистов но истории Византии и Венгрии. После выхода на пенсию продолжал свои научные изыскания и периодически читал лекции по истории Византии в университете им. Гази в Анкаре. В 1983 г., получив научный грант Гарвардского университета, восемь месяцев поработал в одной из известных американских библиотек. В 1989 г. читал лекции по истории турецко-венгерских взаимоотношений в Венгерской высшей педагогической школе и в течение трех месяцев проводил собственные изыскания. Также в 1991 г. имел возможность посетить Венгерскую академию наук.
В 2015 г. отдельными книгами были изданы такие труды ученого, как «Последний этап истории Византийской империи (1261- 1461). «Османско-турецко-византийские отношения», «Великий каган гуннов Аттила».
Шериф Баштав умер 8 августа 2010 г. в Анкаре, похоронен на семейном кладбище в Бейшехире.'
Не менее известным стал и другой представитель ингушской диаспоры в Турции - бывший руководитель Авиационной ассоциации страны, доктор медицины, профессор Аттила Тачой (Точиев) (1939-2001)
Сын переселенцев Тачоя Соллагзаде Андарки и Асийет-ханум, могилы которых находятся в Бейшехире [2, с. 445], Аттила родился в 1939 г. в Конье. Начальную школу и лицей он закончил в родном городе, затем поступил в Анкарский университет на медицинский факультет и в 1966 г. стал врачом.
В конце 1950-х гг. Аттила Тачой стал серьезно увлекаться пла-неризмом и парашютным спортом, принимал участие в меропри-ятиях, организованных Авиационной ассоциацией Турции -Тигк Науа Кигити (ТЫК). На базе данной ассоциации прошел курсы обучения полетам на планере и в 1960 г. получил свидетельство пилота планера, а в 1961 г. - лицензию частного пилота. С 1962 г. обучался в парашютной школе «Тюрк Кушу» и, успешно выполнив все квалификационные требования, также получил необходимые сертификаты. С 1965 г., когда впервые в Турции был организован национальный чемпионат но парашютному спорту, Аттила Тачой в статусе национального судьи стал судить на соревнованиях по данному виду спорта. Приняв участие в 1981 г. на соревнованиях Балканских стран и в 1986 г. на чемпионате мира по парашютному спорту, стал судьей международного класса.
Аттила Тачой умел успешно совмещать спортивную и научную карьеру. В 1967-1969 гг. он прошел армейскую службу военным врачом в парашютном батальоне бригады специального назначения. В 1969 г. поступил в ординатуру на кафедре патологии Анкарского университета и, закончив ее в 1972 г., остался на той же кафедре старшим преподавателем.
В дни военного переворота, произошедшего на острове Кипр в июле 1974 г., по службе А. Тачой находился именно в этой горя¬чей точке. Когда при поддержке греческой военной хунты путчи¬сты захватили столичный аэропорт, радиостанцию, президентский дворец и установили свою власть, из-за невозможности мирного урегулирования конфликта и защиты турецкой общины, турецкое правительство ввело на Кипр свои войска: были высажены морской и воздушный десанты. Будучи гражданским врачом, А.Тачой, руководил госпиталем контингента турецких вооруженных сил в Гунйели. Принявший личное участие в миротворческой операции турецкой армии на Кипре, А. Тачой остался в памяти местного на-селения и сослуживцев как отважная и предприимчивая личность. Он был удостоен звания гази - ветерана миротворческого движения, и получил удостоверение участника боевых действий [5]. О его самоотверженности писал в своих мемуарах генерал турецкой армии, непосредственный участник боевых действий на Кипре Джумхур Эвджиль, где, в частности, указал, что в честь отважного доктора его близкий друг-киприот Фахри-бей принял фамилию Тачой, дальнейшем его сын Хасан Тачой стал министром экономики Турецкой республики Северного Кипра |8|
Под руководством доктора Тачоя были основаны отделы патологоии в медицинских учреждениях, находящихся на острове под надзором турецких властен. В 2007 г. Дж. Эвджиль в газете «Onse Vatan» (Сначала Родина) опубликовал воспоминания А. Тачоя о боевых действиях турецкой армии на острове Кипр [9].
После завершения военной операции А. Тачой оставался на острове еще полтора года и работал патологом и судебным медэкспертом. После возвращения на родину продолжил преподавать в Анкарском университете и в 1976 г. защитил докторскую диссертацию и получил звание доцента. В 1980 г. руководством университета был отправлен в Анталью для создания медицинского факультета. Он прекрасно справился с заданием и стал одним из соучредителей в этом городе Средиземноморского университета развитию авиации в Турции. В рамках ассоциации были созданы летная школа, парашютная и авиамодельная школы. В период президентства А. Тачоя в ассоциации получили развитие разные виды авиационного спорта: парашютный, планерный, авиамодельный, воздухоплавательный, дельтапланерный, парапланерный, акробатика и ультралевая авиация.
Под эгидой ТНК решались задачи обучения пилотов, организовывались авнахимработы и борьба с лес-ными пожарами. В 1992 году А. Тачой был награжден медалью Air sports medal и в том же году был избран председателем Балканского авиационного союза (Ваlkап Aeronautical Union). Спортсмены ассоциации участвовали в мировых чемпионатах по программам большинства авиационных видов спорта. Сотрудники ассоциации, среди которых было много военных, уважительно называли А. Тачоя «командиром», «гражданским генералом».
В период руководства ТНК Аттилой Тачой были организованы в 1995 г. чемпионат мира по парашютному спорту, в 1996 г. - отборочные соревнования, а в 1997 г. - Всемирные авиационные игры (World Air Games), где приняли участие 3200 спортсменов из 61 страны по 16 видам авиационного спорта (кстати, на этих Играх российские спортсмены по количеству медалей заняли первое ме-сто, турецкая команда завоевала 4 золотых и 2 серебряных медалей).
В том же 1997 году Атома Тачой был награжден Золотой авиационной медалью - высшей наградой Международной федерации аэронавтики (ФАИ), которая ежегодно присуждается только одно¬му человеку за особо крупный вклад в развитие авиации и космо-навтики.
В конце 1999 г., когда Бюлент Эджсвнт вновь возглавил правительство Турции, над А. Тачоем и его коллегами по Авиационной Ассоциации сгустились тучи, их незаслуженно обвинили в расточительстве и использовании в личных целях денег и имущества ас-социации. А. Тачой держался крепко, давал различные интервью в прессе, напоминал о данном им президенту Сулейману Демирелю «слове кавказца» [7], однако все было напрасно - их всех уволили и занялись реформой ТНК. А. Тачой добивался правды в судах, и спустя три года Государственный совет Турции аннулировал новый устав ассоциации и восстановил на прежние места всех уво¬ленных сотрудников, том числе А. Тачоя на пост президента ТНК [6]. В 2005 г. решением суда он был полностью реабилитирован. Лишь Аттила Тачой не смог дожить до торжества справедливости: 23 мая 2001 г. его не стало.
Супруга А. Тачоя доктор медицины Шюкран-ханум (умерла в 2017 г.) с первых дней основания медицинского факультета Сре-диземноморского университета работала в отделении педиатрии, вела научные исследования в сфере аутизма, была соучредителем Анатолийского фонда аутизма. После выхода на пенсию (2007 г.) продолжила свою деятельность в частном реабилитационном цен-тре для детей-инвалидов в Анталье.
И в конце хотим рассказать об одной ныне здравствующей в Беишехнре личности - о Мустафе Бештое, который непосредственно был связан кровными и дружескими узами с героями нашего сообщения: он является родственником (двоюродным братом) Шерифа Баштава и товарищем по армейской службе Атгилы Тачоя.
Старожил Бейшехира Мустафа-бей является хранителем истории местной ингушской диаспоры и популяризатором северокавказскоой культуры. Он родился 16 мая 1938 г. в семье учителя Абдуррещида и Фатимы Пайдар Бештой вторым ребенком. Начальное образование получил в построенной отцом школе в квартале Уснтюйлер г. Бейшехира. в 11 лет он со старшим братом Мусой отправился а Конью в школу-интернат. После окончания средней школы они вместе поступили в стамбульский мужской лицей-интернат Кабаташ, где преподавали известные учителя и ученые. Стамбул заметно расширил их кругозор, они посещали заседания и культурные мероприятия различных северокавказских фондов и обществ, и благодаря прекрасному исполнению кавказских тайцев вскоре сами стали находиться в центре внимания не только кавказской диаспоры, но даже столичного бомонда. Успешно закончив лицей в 1959 г., оба поступили в Стамбульский университет: брат выбрал журналистику, а Мустафа - медицину. В студенческие годы он усилил свои связи с кавказскими диаспорами в Стамбуле, вместе с их лидерами выступал на собраниях и конференциях с идеей возрождения государства Объединенного Кавказа, организованного 11 мая 1918 г. С такой заветной мечтой обращался к северокавказским эмигрантам, поселившимся в Европе до и после Второй мировой войны.
В 1964-1968 гг. Мустафа Бештой вместе с товарищами (карачаевец Йылмаз Певруз, шапсуг Осман Челик, убых Сейфи Берзег, шапсуг Хазер Хызал, кабардинка Реззан Динчер, абзек Кенан Шах, чеченцы Сейфи Шахин, Ниязи Гюней, Тарык Кутлу, адыг Гюшен Богатыр, абзеки Бекир Демирель и Йашар Шенгюн, адыг Хасан Йедич и др.), без материальной и политической поддержки каких-либо групп или организаций, выпускал журнал «Бирлсшнк Кпфкасйа» (Объединенный Кавказ). Издание, кроме «отстаивания национальных интересов кавказцев», ставило научно-культурологическую цель «исследования вопросов кавказской национальной истории, этнологии, традиций и обычаев, фольклора, географии и др.» [10, с. 47). Данный журнал выходил в Стамбуле каждые три месяца и пропагандировал идею единства кавказских народов от Абхазии до Дагестана. Во всех его пятнадцати номерах (последние номера выходили в объединенном формате) ответственный секретарь М. Бештой принимал непосредственное участие и как автор писал статьи |11. с. 16-1 7|. Журнал потоянно демонстрировал лояльноть северокавказской диапоры турецкому государсту и приверженность его вешнеполитичекой линии. С призывом к армию владельца Й. Невруза и ответственного секретаря Мустафы Бештоя журнал «Объединённый Кавказ» в 1968 г. перестал выходить.
С отличием закончишему в 1966 г. стоматологический факультет Стамбульского университета Мустафе-бею было предложено остаться работать на кафедре, но не пожелавший стать государственным служащим, поскольку в те годы в Турции государственным чиновникам было запрещено заниматься политикой и стать членом какой-либо политической партии, он выбрал другую стезю. После прохождения в 1967-1968 гг. армейской службы в Анкаре, он вернулся в Бейшехир и открыл свою стоматологическую клинику, что позволило ему активно заниматься политической деятельностыо. Еще в годы издания журнала «Объединенный Кавказ» Мустафа Бештой познакомился с сыном турецкого националистического лидера Алпарслана Тюркеша, будущим правонационалистческим политиком Тугрулом Тюркешом (родился в 1954 г.) и с Неджметтином Эрбаканом (1926-2011), крупным политиком, сыгравшим большую роль в истории Турции, автором манифеста «Мilli Сorus" (Национальное видение), легшего в основу одноименного движения и политического ислама. Разделяя идеал Н. Эрбакана о справедливом миропорядке, М. Бештой до самой смерти бывшего премьер-министра страны постоянно находился рядом с ним и занимал важные посты в руководстве областных и районных организаций партии «Благоденствие» в Конье.
Мустафа Бештой, вся жизнь которого прошла в политической борьбе, искренне верил, что независимость Кавказа возможна только через единение народов в исламе, и придавал большое значение лидерству Турции в данном процессе. Как и Вассан-Гирей Джабагиев, Мустафа Бештой выступает против этнического сепаратизма на Кавказе. Родину предков он смог посетить лишь в 2015 году, вероятно, тому были причиной его политические взгляды.
Отец шестерых детей Мустафа-бей в настоящее время живет в Бейшехире и продолжаег заниматься медициной. Его семья хранит много сведений об ингушской диаспоре в Турции, особенно об ингµах-бейшехиРЦах, которые, кстати, первыми (!) в стране создали в 2014 г. исконно Ингушское общество дружбы - до этого Ингуш- ское название нигде п никем не использовалось.
Список использованной литературы:
l, Muşmal Huseyin. Eşrefoğullari'ndan Günümüze Beyşehir Kent
Merkezi'nin Demografik Gelişimi ll Selçuk Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları Dergisi. Guz 2017; (42): s. 381-393.
2. Muşmal, Huseyin, Mustafa çetinaslan. Beyşehir Ilçe Merkezindeki çeçenjnguş Muhacirlerine Ait Mezar Taşları ll Tarih Okulu Dergisi (TOD) Journal of History School (JOHS), Aralık 2013 l December 2013, Yi] 6. Sayi XVI, ss. 423-469.
3. Muşmal Huseyin, Ucuncu Korucu Bema. XIX. ve XX. Yüzyılda Beyşehir Gölü çevresinde Görülen Sırma Hastalığı ve Hastalığa Karşı Alman Bazı Önlemler ll Tarihi Süreçte Anadolu'da Sıtma. Ankara, 20 17. S. 5 17-533.
4. Сибгатуллина А.Т. Выдающийся сын ингушского народа профессор М. Шериф Баштав (1913-2010) /1 Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им.Ч. Э. Ахриева. - Магас, 2019. №1. С. 54-57.
5.
https://docplaVer.biz.tr l l9010862-Arkadasimiz-ahmet-yorukoglu-nun- kibris-tan-mektubu.htm]
http://www.turkjpath.ordpdf/pdf PB 236.pdf.
6. Öldükten sonra göreve iade//rmem Hurriyet 26.03.2004. Доступ в интернете: httpş://wwwj1aberler.com/Ö|dukten-sonra-Roreve-iaçle-haberi/.
7. Attila Taçoy'ın THK'ya veda ettiği dakikalar \\mera Sabah. 3.11. 1999. Доступ в интернете:
http://arsiv.sabah.com.tr/1999/ l ]/03/g lO.htm].
8. Evcil. Cumhur. Prof. Dr. Taçoy"un Anıları Üzerinç ll Tâ3cTâ Önce Vatan. 2 1.02. 2007. Âociyn E hhtcphctc: https:/Mww.oncevatan,cOm.tdprof- dr-tacovun-anilari-uzçrine-makale,2 19 17.html
9. Evcil, Cumhur. Kıbrıs Bariş Harekâtına Katılan Bir Doktorun Anilari ll mera Önce Vatan. 12.02. 2007. Доступ в интернете: https: ll www. oncevatan. com.tr l kibris-bariş-harektina-katilan-bir doktorun-anilari-makale, 21883.html.
10. Чочиев Г. В. Черкесская пресса в Турции в 1953-1980 гг. // Известия Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. 2014, N9 13 (52) . С. 40-54.
11. Ялхароева М. А. Литературно-публицистическт деятельность ингушской диаспоры в Турции. Автореферат дисе. ... канд. филол. наук. - НальчиК 2004.