ОБЩЕЕ
Сообщается, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «В сезон хаджжа, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, представлялся (людям и обращаясь к ним,) он говорил: “Есть ли (среди вас) человек, который отведёт меня к своему народу? Поистине, курайшиты препятствуют мне доводить (до людей) слова моего Господа!”»
Этот хадис передал ат-Тирмизи в "Сунан" (2925), сказав: «Этот хадис редкий достоверный».
حَدَّثَنَا
مُحَمَّدُ بْنُ إِسْمَاعِيل ، قَالَ : حَدَّثَنَا
مُحَمَّدُ بْنُ كَثِيرٍ ، أَخْبَرَنَا
إِسْرَائِيلُ ، حَدَّثَنَا
عُثْمَانُ بْنُ الْمُغِيرَةِ ، عَنْ
سَالِمِ بْنِ أَبِي الْجَعْدِ ، عَنْ
جَابِرٍ ، قَالَ : " كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَعْرِضُ نَفْسَهُ بِالْمَوْقِفِ ، فَقَالَ : أَلَا رَجُلٌ يَحْمِلْنِي إِلَى قَوْمِهِ فَإِنَّ قُرَيْشًا قَدْ مَنَعُونِي أَنْ أُبَلِّغَ كَلَامَ رَبِّي " ، قَالَ أَبُو عِيسَى : هَذَا حَدِيثٌ غَرِيبٌ صَحِيحٌ
Также этот хадис передали Ахмад (3/322, 339, 390), аль-Бухари в «Халькъ аф’аль аль-‘ибад» (66, 157), Абу Дауд (4734), ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (7727), Ибн Маджах (201), ад-Дарими (3354), ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Аусат» (7/59), Ибн Мандах в «ат-Таухид» (2/113) и Ибн ‘Абдуль-Хади в «Хидаятуль-инсан» (1/239/2), аль-Хаким (2/612-613), который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима», и с ним согласился аз-Захаби.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи» (2925), «Сахих Ибн Маджах» (167), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1947).
Также достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, имам аз-Захаби, шейх Мукъбиль, Шу’айб аль-Арнаут. См. «Маджму’ ар-расаиль валь-масаиль» (3/380), «Маджму’уль-фатава» (12/53), «Тарих аль-Ислам» (1/282), «Сахих аль-Муснад» (264), «Тахкъикъ аль-Муснад» (15/192).
=================================
Со слов Мухаммада ибн Къа'ба аль-Къурази (38-118 г.х.) передаётся, что он говорил: «…Посланник Аллаха (ﷺ) в сезоны хаджа представлял себя различным арабским племенам, призывая их к Аллаху, оповещая их о своем пророчестве, обращаясь с просьбой поверить ему, и защищать, пока Аллах не проявит того, с чем послал его…
Вывел Табари в «Тарих» (
463):
فَحَدَّثَنَا
ابْنُ حُمَيْدٍ ، قَالَ : حَدَّثَنَا
سَلَمَةُ ، قَالَ : حَدَّثَنَا
ابْنُ إِسْحَاقَ ، قَالَ : حَدَّثَنِي
يَزِيدُ بْنُ زِيَادٍ ، عَنْ
مُحَمَّدِ بْنِ كَعْبٍ الْقُرَظِيِّ ، قَالَ... وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، يَعْرِضُ نَفْسَهُ فِي الْمَوَاسِمِ ، إِذَا كَانَتْ ، عَلَى قَبَائِلِ الْعَرَبِ ، يَدْعُوهُمْ إِلَى اللَّهِ ، وَيُخْبِرُهُمْ أَنَّهُ نَبِيٌّ مُرْسَلٌ ، وَيَسْأَلُهُمْ أَنْ يُصَدِّقُوهُ وَيَمْنَعُوهُ حَتَّى يُبَيِّنَ عَنِ اللَّهِ مَا بَعَثَهُ بِهِ " .
============================================
ПЛЕМЯ КАЛЬБ
Приводит Ибн Хишам в «
Сире»:
قال ابن إسحاق : وحدثني محمد بن عبد الرحمن بن عبد الله بن حصين : أنه أتى كلبا في منازلهم ، إلى بطن منهم يقال لهم : بنو عبد الله ، فدعاهم إلى الله وعرض عليهم نفسه ، حتى إنه ليقول لهم : يا بني عبد الله ، إن الله عز وجل قد أحسن اسم أبيكم ، فلم يقبلوا منه ما عرض عليهم .
Сказал Ибн Исхакъ, что ему рассказал Мухаммад ибн Абд-ур-Рахман ибн Абдаллах ибн Хусайн: ...Он пришел к племени Кальб в место их остановки, к роду из них, именуемому Бану Абдуллах. Он призвал их к Аллаху и представил им себя, говоря им: «О, Бану Абдуллах! Аллах дал наилучшее имя вашему отцу, разве вы не примете то, что Он вам предлагает», но они не приняли того, что он им предложил…
============================================
ПЛЕМЯ БАНУ ХАНИФА
«…Посланник Аллаха (ﷺ) пришел к племени Бану Ханифа к месту их остановки, призвал их к Аллаху, и предложил им себя. И не было ни одного из арабов, кто отвергнул бы его (ﷺ) более мерзко, чем они…»
Вывел Табари в «Тарих» (
466) через неизвестного передатчика:
حَدَّثَنَا
ابْنُ حُمَيْدٍ ، قَالَ : حَدَّثَنَا
سَلَمَةُ ، قَالَ
مُحَمَّدُ بْنُ إِسْحَاقَ : ، حَدَّثَنِي
بَعْضُ أَصْحَابِنَا ، عَنْ
عَبْدِ اللَّهِ بْنِ كَعْبِ بْنِ مَالِكٍ " أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، أَتَى بَنِي حَنِيفَةَ فِي مَنَازِلِهِمْ ، فَدَعَاهُمْ إِلَى اللَّهِ ، وَعَرَضَ عَلَيْهِمْ نَفْسَهُ ، فَلَمْ يَكُنْ أَحَدٌ مِنَ الْعَرَبِ أَقْبَحَ رَدًّا عَلَيْهِ مِنْهُمْ
============================================