О фильме "Облачный атлас", как и об одноимённом романе английского автора Дэвида Митчелла, уже написано большое количество рецензий и отзывов, но написаны они, в основном, порознь, о фильме или книге. У меня же не получается рассматривать одно отдельно от другого.
Фильм кажется мне огромной и невероятно яркой иллюстрацией к роману. Роман же, в свою очередь, разъясняет все моменты, не понятые многими в фильме. Думаю, у меня тоже возникла бы масса вопросов, не прочитай я прежде роман. Зато теперь, при просмотре фильма, все многочисленные герои шести историй кажутся давно знакомыми людьми, о которых знаешь практически всё.
Шесть удивительных историй, в шести разных временах, развиваются на протяжении фильма и пересекаются совершенно неожиданным образом, оставляя след одна в другой.
"Тихоокеанский дневник Адама Юинга" написан, собственно, в виде дневника, который ведёт американский нотариус Адам Юинг во время своего плавания, в качестве пассажира, на паруснике "Пророчица". Его всё сильнее одолевает неведомая болезнь, с которой помогает (как он полагает) ему справиться его попутчик, хирург Генри Гуз.
На корабле царит достаточно тяжёлая атмосфера и больной Юинг предпочитает лишний раз не выходить из своей каюты, такой маленькой, что он называет её "гробом". Но однажды в своей каюте Юинг обнаруживает беглого чернокожего раба, сбежавшего с острова, к которому приставала "Пророчица". Юингу не остаётся ничего другого, как попытаться взять беглеца под свою опеку, иначе команда и капитан тут же расправились бы с ним. Юинг ещё не знает, что своим поступком спас жизнь самому себе...
"Письма из Зедельгема" показаны в виде писем молодого композитора Роберта Фробишера своему близкому другу Руфусу Сиксмиту, написанные в Европе середины XX века. В письмах Фробишер рассказывает о своей жизни в доме знаменитого композитора Вивиана Эйрса, с помощью которого надеется поправить своё финансовое положение и наладить нужные деловые связи.
Но на деле Фробишер всё больше запутывается в связях личного характера, став любовником жены престарелого метра, и одновременно влюбившись в их юную дочь. Ассистируя маститому композитору, Фробишер втайне пишет главное дело своей жизни - секстет "Облачный атлас". В библиотеке особняка Фробишер находит половину книги, под названием "Тихоокеанский дневник Адама Юинга" и увлекается чтением...
"Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей" разворачивается в Буэнас-Йербас в 70-х годах XX века. Журналистка Луиза Рей застревает в лифте со старым учёным Руфусом Сиксмитом, который делится с ней информацией, что на только что построенной АЭС, где он работал, может возникнуть аварийная ситуация, которая приведёт к катастрофе и тысячам смертей.
Сиксмит обещает передать свой отчёт о проверке реактора журналистке, но когда она приходит в его номер, то находит учёного с простреленной головой. Луиза не находит отчёта в номере, но находит старые письма Сиксмиту от некого Роберта Фробишера. Луиза начинает своё расследование смерти Сиксмита и происходящего вокруг новой АЭС, не подозревая, что своим профессиональным интересом подписывает себе смертный приговор...
"Страшный Суд Тимоти Кавендиша" рассказывает нам о пожилом издателе-неудачнике, живущем в Лондоне 2012 года. На старости лет ему вдруг "жутко повезло" и он издал настоящий бестселлер! Бестселлером книга уголовного авторитета Дермота Хоггинса "Удар кастетом" стала при весьма неординарных обстоятельствах: на публичной вечеринке, автор сего литературного шедевра при десятках свидетелей выкинул с балкона небоскрёба литературного критика, поливавшего грязью в прессе роман "Удар кастетом".
На следующий день, никому не интересные, до этого инцидента, мемуары преступного авторитета, стали бестселлером. Но радость издателя Кавендиша была не долгой. За деньгами с продаж книги к нему домой заявились браться посаженного в тюрьму Хоггинса и затребовали сумму, совершенно неподъёмную для банкрота Кавендиша. В поисках денег и спасения, Кавендиш обращается за помощью к своему брату, который предлагает ему на время укрыться в неком отеле, адрес которого даёт.
Кавендиш едет в указанное место и оформляется там. Только вот на утро оказывается, что он собственноручно подписал бумаги на своё пожизненное содержание в доме престарелых, коим и является этот "отель". С выжившим из ума стариком, который утверждает, что попал сюда по ошибке, никто не хочет разбираться, и к нему применяют все меры воздействия.
Кавендиш, вместе с другими постояльцами, строит планы побега, а пока начинает читать одну из присланных ему, как издателю, рукописей, которая называется "Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей"...
"Оризон Сонми-451" является записью допроса девушки-клона Сонми-451 перед её казнью. Действие происходит в Нео Сеуле 2144 года, где правит всемогущая Корпократия.
Сонми-451 была фабриканткой (клоном) и работала в закусочной Папы Сонга вместе с десятками других клонов. Вся жизнь клона, это сплошная работа и сон, - и так 12 лет, после чего фабрикантку отправляют на заслуженный отдых на Гавайях. А до этого никакой личной жизни и даже посторонних мыслей - это контролируется специальной психологический и физиологической обработкой.
Все девушки-клоны очень счастливы своей судьбой, но все с нетерпением ожидают окончания срока своей службы. Но вот, в этом счастливом мирке Папы Сонга, появляется фабрикантка по имени Юна-939. У неё есть свои мечты, свои мысли, свои желания. Юна-939 буквально заражает Сонми-451 своими идеями, вместе они сбегают по ночам, и смотрят разные странные вещи, такие как книгу сказок (представляя, что реальная жизнь именно такая) или просматривая отрывок старого фильма под названием "Страшный Суд Тимоти Кавендиша".
Но всё это продолжается недолго, до смерти Юны-939 от рук Смотрителей. Всё это было лишь началом, инициированным неким Сопротивлением. Сонми-451 похищают из заведения Папы Сонга, которое она не покидала ни разу в жизни, и прячут в отеле, попутно давая ей доступ к информации, которой она была лишена всю свою сознательную жизнь. Обладая мощным интеллектом, не заглушаемым препаратами, беглая фабрикантка впитывает в себя всю доступную информацию и делает выводы.
Вскоре Сонми-451 понимает, что фабрикантки являются просто рабами так называемых Чистокровных людей. В довершении всего, ей показывают, что именно происходит с фабрикантками, по завершению 12-летней службы - и это совсем не Гавайи. Создав таким образом клона-революционера, Сопротивление делает запись с обращением Сонми-451 ко всем людям и клонам, рассказывая им всю правду. Но спецслужбы Корпократии находят Сонми-451 и приговаривают её к смертной казни. Последним желанием Сонми-451 было досмотреть фильм "Страшный Суд Тимоти Кавендиша"...
"Переправа возле Слуши и всё остальное" рассказывает о событиях 2321 года, когда человеческая цивилизация, в следствии глобальной катастрофы, уже практически исчезла с лица Земли. Свою историю рассказывает пастух Закри из небольшой общины живущей натуральным хозяйством и подвергающейся набегам соседнего племени людоедов Конов.
Но не всё люди на Земле утратили накопленные знания и технологии. С далёкого острова Долину, где живёт Закри, периодически навещают так называемые Предвидящие, вступая с местными жителями в контакт, изучая их, меняясь с ними полезными вещами. Предвидящие полностью сохранили все технологии предыдущих поколений, но их выкашивает болезнь, и они ищут способ покинуть планету, в надежде найти новую родину среди звёзд.
Мероним появляется в селении Закри и ищет проводника на вершину горы, где стоит древнее передающее устройство, способное послать сигнал в космос. Проблема в том, что по местным поверьям, на той горе живёт дьявол - Старый Джорджи, и никто не смеет туда ходить. Но после того, как Мероним спасла племянницу Закри, маленькую Кэткин, Закри соглашается стать проводником Мероним, хотя Джорджи нашёптывает ему недоброе. А тут ещё Закри открывается тайна богини Сонми, почитаемой жителями Долины: без спроса владелицы, Закри случайно включает в коммуникационном устройстве Мероним запись допроса фабрикантки Сонми-451, что приводит душу пастуха Закри в смятение...
Все эти шесть драматичных и ярких историй в фильме переплетаются между собой, чередуясь эпизодами то из одной, то из другой. Не читавшему роман наверняка очень трудно уследить за всеми сразу, и тем белее понять, что люди из этих историй являются реинкарнациями одних и тех же душ, проходящих сквозь время и встречающихся вновь. Лишь родинка в виде кометы, у героев историй, даёт на это намёк, да рассуждения некоторых из персонажей.
Думаю, подобные фильмы каждый понимает в силу своих особенностей и желания понимать. Некоторые видят в этом фильме чуть ли не бессмысленную череду ярких эпизодов, за которыми трудно уследить, другие видят в нём небывалую глубину и гимн свободе, доброте и любви. Но и в самой простой истории можно найти глубокую мысль, которую даже сам автор туда сознательно не вкладывал, а читатель/зритель её вдруг осознал. Всё зависит лишь от человека и его готовности увидеть.
Практически любая из этих историй могла бы стать отдельным полноценным фильмом. Тем более многое из романа просто не вошло в фильм, оставив многие истории недосказанными и непонятыми.
Из истории композитора Фробишера, например, напрочь удалены все его устремления к дочери композитора Эйрса, у которого он живёт и на которого работает. А ведь любовь Фробишера к Еве один из самых драматичных моментов его истории.
Об истории Сонми-451 хочется сказать отдельно. Пожалуй, это самая сильная и драматичная часть романа Митчелла, а в фильме она удостоилась лишь нескольких, пусть и самых ярких и технически навороченных, эпизодов. Вознесение Сонми-451 от ничего не понимающего клона-раба до иконы восстания - это очень сильно. В книге показан весь этот путь, как она открывала для себя окружающий мир и осознавала, что он полон несправедливости и жестокости, с которыми нужно бороться. Если бы эту историю экранизировали полностью со всей вложенной в неё глубиной и драматизмом, это был бы очень сильный фильм.
В целом, фильм получился очень красивым, чисто визуально. Буквально, это шесть разных фильмов соединённых в один, каждый со своей эстетикой, жанром и сюжетной линией. Очень интересно перевоплощение актёров в каждой из этих линий, иногда их просто трудно узнать.
Впрочем, много рассказывать о том как снят фильм, не имеет смысла (тем более, об этом уже стократно рассказано), это нужно видеть.
Но я не представляю себе этого фильма без романа, все детали и пояснения именно в книге, фильм мне видится лишь огромной иллюстрацией к роману, без него фильм частично даже утрачивает смысл и становится менее понятным.
Click to view
Адам Юинг и Аутуа
Сонми-451
Композитор Фробишер
Беглецы :)
Закри и Кэткин спасаются от каннибалов
Старый Джорджи...
Нео Сеул 2144 года
Тимоти Кавендиш и сестра Нокс
Будущее...
Том Хэнкс...
Мероним, Закри и Кэткин
Каннибал Хью Грант, узнали? :)
Хьюго Уивинг в роли Старого Джорджи
Издатель Кавендиш со своим криминальным автором
Хьюго Уивинг (агент Смит из "Матрицы") в роли сестры Нокс