Дорога из Мурманска в Карелию одна. Автотрасса «Кола». В последние годы ее основательно отремонтировали, хотя время от времени ремонт еще идет, а кое-где асфальт уже потрескался. Надо снова латать. За окном пролетают поселки юга Кольского полуострова. Знак «Карелия», «Полярный круг». И вот первая остановка в Чупе.
Три кита, на которых держалась экономика Чупы в прежние времена - рыболовство, лесная промышленность и добыча слюды - рыбу выловили, сосны вырубили, в 90-е годы слюда оказалась никому не нужна.
Чупа упоминается еще в летописях Соловецкого монастыря. Сейчас здесь живет две с половиной тысячи человек. За последние двадцать лет численность населения упала вдвое.
Многие жители всю свою жизнь связывали с горным комбинатом, добывали слюду.
В поселке еще есть школа, детский сад, больница, магазинчики, но народу все меньше.
Несколько лет назад тогдашний глава Карелии Катанандов заявил, что у Чупы нет будущего, и предложил жителям переселяться. Люди возмутились и заявили, что, коль Карелии не нужны, то они присоединятся к Мурманской области.
Что манит на север - так полярки, которые платят в Мурманской области. Зарплаты у бюджетников в райцентрах Северной Карелии совсем крохотные.
Click to view
В соседнем городке, в Кеми, в эти весенние дни затишье. Отсюда самый близкий путь до Соловков - в июне откроется навигация, и пойдут катера с туристами и паломниками на архипелаг.
Есть ли будущее у северных карельских городов? Местные жители, как правило, вздыхают, плечами пожимают - не знают, что ответить. Власти думают - Карелия республика богатая и полезными ископаемыми, и лесом - нужно только научиться всем этим правильно распоряжаться.
Туризм уже приносит первые дивиденды, но есть сомнение, проживут ли только лишь доходами от туризма города и поселки северной Карелии?