1959 год. Ленинград. Событие, как тогда представлялось, всемирного масштаба. Почти запуск спутника. Первый в мире атомный ледокол - фантастика ! Построен в Советском Союзе, на Адмиралтейском заводе. Спущен на воду, и вот - подъем флага.
Решение о строительстве атомохода было принято на 20 съезде партии. И на его сооружение были брошены все силы науки и производства. Авторы идеи создания атомной судовой установки - академики Курчатов и Александров. Это был небывалый эксперимент - первый опыт использования ядерной энергии в мирных целях.
Первый капитан - знаменитый Павел Акимович Пономарев. Его именем сегодня названа улица в Мурманске.
Мощность атомохода по тем временам была небывалая. Обычный ледокол - 10 тысяч лошадиных сил, атомный - 44 тысячи лошадей. Никакой арктический лед не страшен. Водоизмещение 18 тысяч тонн. Гигант да и только.
И вскоре после поднятия флага "Ленин" вышел на ходовые испытания. В марте 60-го атомоход прибыл в порт приписки в Мурманск. Потом ледовые испытания в Карском море - уже не на чистой воде, а во льдах. Еще через пол года - в августе 60-го - ледокол вышел в свой первый арктический рейс - в первую арктическую навигацию. Длиной в 10 тысяч миль. Потом - через годы - мили стали считать уже не десятками и сотнями тысяч.
В 61 году - на место капитана Пономарева пришел Борис Макарович Соколов - прославленный мореход водил атомоход в Арктику почти
30 лет. И летом 89- го Борис Соколов вывел атомоход в последний рейс - на проводку транспортных судов - из Мурманска в Восточный сектор Арктики.
26 ноября 1989 года атомоход пришел в Мурманск и больше из Кольского залива не выходил. Споров , что делать с отслужившим свой век ледоколом было много - случалось чаша весов склонялась к тому, чтобы пустить "Ленин" на иголки. Его хотели продать Южной Корее на металлолом.
И во многом благодаря Борису Макаровичу Соколову, обившему не мало высоких порогов в Москве , этого не случилось. Было принято решение превратить первый советский атомоход в музей - истории развития Арктики.
Капитана Соколова уже нет в живых. Сейчас его кабинет занимает Александр Костерин - он третий за всю историю атомохода капитан. И ему увы, не судьба вывести ледокол в Арктику. Но хлопот много. Особенно сейчас - когда случилось неверятное - и атомоход встал на вечную стоянку у причала мурманского морского вокзала. Сегодня Костерин - и капитан - и главный экскурсовод.
Экскурсии по атомоходу теперь будут проводиться всегда. Все желающие - мурманчане , гости города могут подняться на борт, пройтись узкими коридорами, побывать в каюте капитана, посидеть в креслах, в которых когда то сидели именитые гости, посещавшие ледокол - Юрий Гагарин, Фидель Кастро. Посмотреть машинное отделение, в капитанский мостик, и даже сквозь узкое окошко взглянуть на реакторный отсек атомохода.
И это только начало - ведь еще далеко не все мурманчане знают, что атомоход Ленин стоит у причала морского вокзала. Что уж говорить об остальной России. Уже сегодня можно с уверенностью говорить, что первый в мире атомоход станет одним из главных туристических объектов Мурманска - и не исключено, что именно он будет признан одним из победителей регионального конкурса "7 чудес на краю света".